Лекция Марка Л. Профета «Развитие видения» часть 1 Сегодня мы начнем с вами развивать
(воспитывать) видение. Довольно интересно, как спецслужбы обучают этому своих
сотрудников: обучающихся отводят в комнату, в которой находится некое
количество предметов (стажеры предварительно ничего о них не знают). Они
попадают в эту комнату, возможно, на тридцать секунд или минуту, в некоторых
случаях даже меньше, в зависимости от типа проверки. Затем их просят пройти в
другую комнату, в которой нет ничего, кроме письменного стола, стула, листа
бумаги и карандаша – для записи впечатлений. Они описывают то, что увидели: «В комнате стоит стол.
На нем лежат календарь, карандаш, шариковая ручка, промокательная бумага. На
стене висят фотографии пожилой женщины и ребенка», – и так далее, перечисляя
все предметы, которые, как они запомнили, находились в комнате. По количеству
набранных очков судят о развитии у них зрительной памяти. Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда ваш знакомый
встречал вас на улице и замечал вас, а когда он позднее говорил: «Я видел тебя
там-то», вы отвечали ему: «А я тебя не заметил»? Сам факт, что вы не заметили
его, говорит о том, что вы не были достаточно внимательны или что вы
отвлеклись, что, конечно же, случается со всеми. Однако в то же время можно
сказать, что есть люди, которые, кажется, обладают более полным осознаванием
своего окружения, они более полно осознают окружающие их обстоятельства. Я
думаю, что найти какой-то средний стандартный образец было бы несколько
затруднительно, потому что люди очень сильно отличаются друг от друга по своему
восприятию окружающего мира. Развитие видения – это процесс.
Первым шагом здесь, я думаю, должно стать осознание необходимости развивать
видение. Другими словами, нам нужно уметь исследовать окружающую нас жизнь. Возможно, вам кажется, что внешние обстоятельства не
важны. Но если вы поразмышляете и примете во внимание, что способность обращать
внимание на окружающие вас предметы физического мира связана с астральным
миром, со сферой ума, со сферой памяти и с духовным миром, тогда эта
способность замечать окружающее приобретет большую значимость. Развивая видение внизу, мы, по-видимому, развиваем видение
и Вверху, потому что то, что мы делаем внизу, принимается во внимание Вверху.
Итак, я прошу вас сегодня терпеливо выслушать меня, в то время как я пытаюсь
помочь вам осознать большую важность развития видения. Кто-то недавно написал в одной научной книге, что мир
фальшив, лжив, искривлен в пространстве, что он полон сентиментальности и
неточных оценок. Я привожу не прямую цитату, а пересказываю мысль из книги
Джорджа Кеписа, в которой говорится о развитии видения, что, на мой взгляд,
чрезвычайно важно. Мне, возможно, было бы легче прочитать цитату из его книги о
развитии видения, но, думаю, мы хотим рассмотреть этот вопрос несколько под
другим углом, чем он, и определенно не целиком в интеллектуальном ключе. Я имею в виду, что мы, конечно же, могли бы при
желании рассматривать вопрос чисто интеллектуально. Но мы хотим подойти к нему
практично, с максимальной пользой в жизни. Я не говорю, что автор совершенно
непрактичен. Я думаю, что он весьма здравомыслящий человек. Однако я хочу
обратить ваше внимание на то, что развитие видения само по себе очень важно.
«Как Вверху, так и внизу» – гласит древняя герметическая аксиома. Итак, наши
поступки здесь, внизу, учитываются там, Вверху. Люди иногда думают, что могут
буквально дурачить себя. Другими словами, они думают, что могут одурачить Бога. Я думаю, что, возможно, одной из самых больших
проблем, мешающих развитию видения, является чувство безнадежности, которое
охватывает людей, потому что мир вокруг является таким необъятным. Жизнь
временами кажется такой сложной! Сложности же толкают нас прекратить процесс
опознавания, и это – ошибка. Мы имеем глаза, но не видим. Разве не об этом
говорил Иисус? Он сказал: «Имеете глаза, а не видите». Мы смотрим на чей-то парик,
на что-то несущественное, поверхностное. Все это вещи довольно бессмысленные. В
современном обществе множество таких вещиц и приспособлений. Но они были и во
времена Марии-Антуанетты. Мы порой забываем об этом. Мы говорили сегодня утром
между собой о напудренных париках, которые носят английские судьи. В Америке
среди сельских жителей тоже существовал обычай носить белые напудренные парики.
Во времена Джорджа Вашингтона они были весьма популярны. Хотя мы и живем во времена больших перемен, в вопросах
стиля у нас не произошло резких изменений. Я имею в виду, что мы смотрим на
людей на картинах прошлых времен, и мы взяли многое из того, что было популярно
много лет назад; например, сейчас мы снова начинаем носить более широкие
галстуки. Один человек сетовал, что зашел в известный калифорнийский
универмаг и не смог купить там небольшой узкий галстук, к которому привык, так
как его просто не было в продаже. Он спрашивал меня: «Что же мне теперь делать?
Может быть, я найду его в другом месте?» И я ответил: «Маловероятно, сейчас в
моде широкие галстуки; в этом плане у тебя действительно небольшой выбор». То
же самое верно и в отношении женских платьев и многих других предметов одежды. Итак, мы развиваем видение, но во многих случаях мы
обнаруживаем, что от нас ничего не зависит, потому что кто-то другой заранее принимает
решение за нас. Модельеры в Париже или где-то еще решают, что мы будем
выглядеть так-то и так-то, и мы действительно так и выглядим. Когда мы были в Лондоне три года назад (и это тоже
имеет весьма слабое отношение к развитию видения), мы с удивлением смотрели на
входящие тогда там в моду туфли, которые я назвал «колдовскими башмаками».
Другими словами, они очень походили на обувь, которую носили в Сейлеме во
времена Новой Англии, во времена охоты на ведьм. И я сказал своей жене, когда
мы смотрели на витрину магазина: «Какие они уродливые». И она ответила: «Я
никогда не надену их». Что же, эта обувь теперь приходит в нашу страну, и она
только начинает появляться в магазинах, поскольку мы в некоторой степени
отстаем от Англии. Путешествуя по Англии и другим странам, мы многое подмечали,
потому что всегда старались увидеть максимум возможного, и все же я знаю, что
остается много такого, чего мы не видим, не замечаем. Но я часто приходил к
выводу, что, когда путешествуешь за пределами своей страны, видишь гораздо больше,
чем дома. И тогда я спросил себя: «Почему?»
Дело в том, что особенность нашего осознания такова, что мы не используем его в
знакомом месте. Другими словами, в своем собственном доме вы зачастую не
замечаете изменений, так как место настолько хорошо знакомо вам, что вы
полностью их игнорируете. Итак, важный момент: мы, по моему мнению,
ответственны за то, чтобы быть людьми наблюдательными. Способность к наблюдению
может спасти нас от отравления, например. Вы знаете, что произошло недавно с моей женой? Она глотнула
изрядную порцию какого-то там средства (нетоксичного), думая, что в стакане
была вода. В результате этого, средство довольно долго булькало у нее в животе.
Так зачем же нужно развивать видение? Конечно, вы не всегда можете уберечь себя
от опасности, которой не видите, но вы можете стараться по мере своих сил
запомнить, в какое место что кладете (хотя временами случается, что и это не
помогает, если кто-то другой приходит и перекладывает вещи). Тем не менее, развитие видения
является даром практичным, потому что оно поможет, например, вам со вкусом
одеваться. Оно поможет вам правильно мыслить. Оно поможет вам делать наблюдения,
которые вы должны делать о себе и о других. Но избегайте стереотипов в развитии
видения. Что это за стереотипы? Например, кто-то может, глядя
на человека, сказать: «Вот эта дама вылитая тетушка Мейми; значит, в сущности
это и есть моя тетушка Мейми, а раз та обладает таким-то складом ума, следовательно,
эта дама тоже должна иметь такой же склад ума». Это совершенно неверно, но это одна из ошибок, которые
мы склонны совершать: мы смотрим на людей и решаем какие они. В известном
смысле, когда мы выносим такое суждение в отношении другого человека, мы
буквально надеваем на него железное кимоно. Это железное кимоно наших мыслей. Мы
решаем, каким данный человек является, и первое, с чем он сталкивается, – это
наши жесткие представления. А он гадает, с чем борется. Вы, возможно, заметили, что я не
заикаюсь. Однако много лет назад я работал у некого мистера Райта. Он всегда
был прав. Мистер Райт был очень особым человеком, со своим особым мнением, и у
него была склонность проецировать определенные мысли в отношении своих служащих:
этот работник – знает свое дело, этот – нет. Этот – экстремист, этот –
здравомыслящий. И он имел очень, очень сильный ум. Когда бы я ни оказывался
рядом с ним, излучение его ауры вызывало у меня ужасное чувство неполноценности,
причиной чему было его мнение обо мне и его уверенность, что я заикаюсь. Надо сказать, что то время я мало что знал о
наблюдениях других людей. Другими словами, я имел представление о собственных
наблюдениях, но мне и в голову не приходило, что чья-то мысль способна задеть
или ранить мне. Теперь я знаю, что это возможно; поэтому мы должны принимать
все меры по защите себя, и не столько от конкретных людей, сколько от широких
масс и иногда даже от людей, имеющих неправильное понимание. Защита эта
подразумевает использование столба Света, который нейтрализует их мысли в нашем
силовом поле, или ауре. Дело в том, что эти маленькие блохи-мысли прыгают из одной
ауры в другую. Мы называем это распространением инфекции. Я называю это
психической инфекцией. И если мы имеем развитое видение, то можем уберечь себя
от многих проблем. Возможно, развитое видение не всегда сможет защитить вас от
предательски невидимых вещей, способных отравить нас, вызвать рвоту или
устроить нам несварение желудка. Но большинство явлений жизни видимы для нас. И
чаще всего мы имеем что-то, предостерегающее нас об опасности. Я хочу (и я знаю, что Владыки тоже хотят), чтобы наши
люди были самыми мудрыми людьми на планете, мудрыми в том смысле, чтобы вы были
просты, как голуби, и мудры, как змеи. Другими словами, безусловно, Бог всецело
заинтересован в нашей безопасности и в нашем благополучии. И так люди и жили
бы, если бы пили из чаши реальности, но, к сожалению, они не делают этого, пока
не получают правильного духовного образования. Мы должны делать все
необходимое, чтобы защитить себя, и в этом нет абсолютно ничего предосудительного. Иисус делал это
все время и отлично осознавал происходящее: «Кто прикоснулся ко Мне? …ибо Я
чувствовал силу, исшедшую из Меня». «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, –
и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» «Прикоснулся ко Мне некто». Почему он
не назвал человека? Видимо, он не знал, кто коснулся его. Затем из толпы,
дрожа, вышла женщина. Она призналась: «Это была я, Господь. Я прикоснулась к
тебе. И я исцелилась. Я ходила по докторам. Я страдала кровотечением двенадцать
лет. Теперь же кровь перестала идти, благодаря твоему излучению, силе твоей
ауры, силе твоего исцеления». У нее было развитое видение. Она увидела Иисуса
и признала в нем Учителя. Она увидела, что сила Бога была в нем. Она знала,
что, если она только коснется его ауры, края его одеяния, энергия изольется.
Итак, она осознавала это, а развитие видения включает в себя осознание. Это,
конечно же, осознание самих себя, осознание милости Бога, а также ведение о
других людях, которые не всегда поступают в соответствии с Божьей милостью. Давайте не будем враждебно относиться к ним. Давайте почувствуем
к ним сострадание – «иду туда только по милости Божьей».
Ведь все мы жили бы в темноте, если бы не Свет; поэтому в благодарность за Свет
мы должны стать более эффективными служителями Божьими. Определенно, с годами
мы не должны становиться менее эффективными. А мы порой склонны к этому. Люди, старея, бывало
говорят себе: «Ну, теперь я старше и мудрее, но я менее эффективен». Но я
встречал пожилых людей, которые демонстрировали очень высокую, просто
удивительную эффективность – эффективность, порой, гораздо большую, чем
вы могли бы ожидать от них. Именно эффективность рождает неправильное представление
об их годах, и все благодаря тому, что они развили должное видение о себе. Они совершенно естественным
образом раскрыли способности, о которых я говорю, – способности души, дремлющие
в большинстве из нас и более развитые в некоторых из нас, но развивающиеся не
обязательно с годами, в результате старения, а, скорее, наоборот, как результат
возрождения. Они развили в себе способность думать духовно, и в этом духовном
мышлении они способны проявлять духовную силу, а духовная сила весьма
эффективна в наших жизнях, если мы позволяем ей течь. Это мы перекрываем силу развитого видения.
Можно сказать, что видение – это персты Света в Боге или в нас (в зависимости
от обстоятельств), исследующие аномалии жизни. И когда мы изучаем эти различные
стороны жизни, мы задаем вопрос: «Что это, а что то?» Мы даем
определения и говорим: «Вот это – хорошо, а вот то – плохо». И мы думаем, что,
раз мы характеризуем индивидуальные особенности, то имеем ответ. Иисус говорил
об этом так: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а
они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). Но давайте осознаем, что на самом деле мы хотим
понять, каков человек в реальности, в глубине души, а не то, чем он кажется. Мы
хотим научиться быть тем, что реально. Я должен бы сказать «действительно
реально», потому что я определяю эту «действительность» как то, что имеет место
быть. Возможно, мне следует охарактеризовать это понятие, и тогда мы немного
лучше поймем, о чем речь. Для меня, действительная
реальность – это нечто, что существует и является неизменным и не может
быть изменено. Это – состояние. Реальность же – это то, чем по нашему мнению является
определенное состояние, но наше понимание реальности может совпадать, а может и
не совпадать с действительной реальностью.
Вы понимаете меня, или я иду слишком быстро? Я пытаюсь донести, что нам нужно
понять метод силлогистического рассуждения. Все мы успешно применяем метод дедуктивного рассуждения.
Мы также используем метод индуктивного рассуждения, и временами мы выводим наши
силлогизмы, мы исследуем жизнь с помощью логики. Это один путь, который кажется
правильным человеку, но конец его – смерть, потому что мы также должны бы
использовать способности духовного человека и учиться исследовать окружающий
мир с помощью этого духовного человека, чтобы получить подтверждения того, что
дает нам внешняя логика. Это и есть развитие видения человека с внутренней точки
зрения. Лично я снова и снова использовал внутренние очи ума,
а временами я уподоблялся Святому Петру на волнах; и Иисус протягивал руку и
говорил: «Поднимайся снова. Я знаю, что в следующий раз ты поступишь лучше». Я
не думаю, что это плохо – совершить ошибку. Так вы учитесь. Многим из нас, конечно,
нравится опираться на мышцу плотскую. Нам нравится опираться на человеческое
богатство. Нам нравится думать, что это даст ответ на все вопросы. Я полагаю, что это не более чем половина ответа. Это
даже не половина ответа, но я соглашусь, что это пол-ответа, если вы так этого
хотите. Я думаю, что на самом деле все наши мнения, всё наше знание, все наши
мысли являют собой лишь очень небольшую часть того, что реально, и еще многое
остается открыть. Существует масса всего, что лежит за завесой видимого. О нас, как индивидуумах, можно
сказать, что мы словно движемся с огромным караваном или принимаем участие в
большом приключении. Мы путешествуем в надежде на великое открытие. Это почти
что выдающееся открытие. Но мы не осознаем этого, потому что погружены в
состояние, называемое скукой, или хандрой, и эта скука сопровождает нас каждый
божий день как враг нашей жизни. Вы слышали, как я говорил о Тиамат.Позвольте
уверить вас, что хаос всегда пытается посягнуть на порядок. Итак, когда я говорю о развитии
(воспитании) видения, я осознаю, что существуют силы противодействия. Я думаю,
что силы противодействия присутствуют в любом деле, но мужчины и женщины,
наделенные видением, воистину способны подняться над этими силами, так что они
станут тем, чем хотят стать, вопреки противодействию. Таков ответ. Мы
побеждаем вопреки противодействию,
которое встречаем. Всякий может сказать: «О да, моему проекту, или моему
продвижению, или становлению кем-то оказывается такое сильное противодействие!
Я просто не чувствую, что могу его преодолеть. Мне кажется, я не справлюсь. Так
или иначе, эта проблема слишком сложна». Или человек выбирает неверный подход.
Так вот, если ваш подход не работает, давайте пробовать другой, и так до тех
пор, пока не получится. Моя мама, бывало, говорила: «Если с первого раза не
получилось, пробуй снова и снова. И, в конце концов, у тебя получится». Я
думаю, что это весьма правильное соображение, которое может оказать нам
существенную помощь в развитии видения. Развитие (воспитание) видения –
это на самом деле развитие (воспитание) самого себя. Помните, что Иисус и великие Владыки говорили по
этому поводу: «Без откровения свыше народ необуздан» (Притч. 29:18). Поэтому
нам нужно именно видение. И пусть скука приходит. Пусть придут серые будни.
Требуется лишь повернуть ум, чтобы сказать себе, что это – великое приключение!
Этот бизнес, который называется жизнью, – великое приключение. Нужно лишь
впустить в наше сознание то, что реально, что действительно существует. В сущности, нужно отбросить те из наших реальностей, которые
не являются подлинными. Вы улавливаете суть? Другими словами, давайте избавимся
от состояний, которые всего лишь химера. Мы движемся вперед и создаем эти
миражи постоянно, потому что люди от природы наделены воображением. В Библии
Господь говорит: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они
делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там
язык их, так чтобы один не понимал речи другого». (Быт. 11:6-7) Конечно же, это вмешательство со
стороны великих Владык во времена, когда строили Вавилонскую башню, вполне
понятно. То было время, когда цивилизация разрасталась и распространялась на
Земле, но при этом она широко распространяла и насаждала неверные
представления. Поэтому мудрая сила Владык сошла, разделила и рассеяла их; и так
произошло смешение языков. В результате этого нам всем сегодня приходится
общаться с иностранцами, и иногда это не просто. Я не хочу никого обидеть, но
хотя они могут отлично понимать нас, они должны еще и захотеть этого. Они
всегда могут сказать: «Простите, я не говорю по-английски». Но они поймут вас
при заключении сделки и часто даже еще раньше вас. Некоторое время назад я жил среди
франко-канадцев. (Рассказывая это, я не хочу оскорбить Канаду, потому что там
много хороших людей.) Тогда я не очень бегло говорил по-французски, поэтому, когда
мне как-то нужно было узнать, в какую сторону ехать, я, естественно, задал
вопрос по-английски, но в ответ не получил ничего, кроме: «Простите, не говорю
по-английски». И потом подошел другой человек, и они вдвоем мило общались на
прекрасном английском языке. Итак, вы видите, что мир полон
лицемерия такого рода, и мы должны быть в состоянии подняться над этим
лицемерием, развивая свое видение, – не
критикуя или осуждая кого-либо, а овладев самим собой. Пусть люди идут и
делают, что хотят. Если они хотят поступать плохо, они будут расплачиваться за
это. Если они поступают праведно, им воздастся и за это. Не наше дело вечно
играть роль моралиста, хотя иногда мы должны это делать. Но только Бог может
наделить нас мудростью распознать, когда нам следует закрыть рот и молчать, а
когда открыть рот и говорить. В мире есть время и для того, и для другого. Нам
нужно благодаря внутреннему равновесию уметь определять, что делать в данном
конкретном случае. Мы называем это качество дипломатией. Если бы мы только научились развивать видение, то
сделали бы большой шаг вперед в нахождении Бога в этом мире формы. А когда мы
находим Бога здесь, в мире формы, мы найдем Его и в первичном состоянии,
которое за пределами формы… Нам следует осознать, что
временами форма подменяет функции жизни, и это – очень опасное переживание,
потому что оно отнимает у нас право первородства, и мы этого даже не замечаем.
Некоторые люди говорят: «Глупо быть мудрым». Я не считаю, что это так, если,
конечно, наша мудрость не связана с нашим самомнением. Я не думаю, что нам
следует пытаться накапливать знание ради подчинения себе другого человека. Наше
знание должно служить цели победить великого дракона в нас (хаоса в нас) и получить
божественные ответы в ходе исправления своих недостатков. И тогда люди, глядя на нас, будут
видеть не непросвещенное состояние, а состояние истинной образованности и
культуры. Когда же истинное образование и культура проявятся в нас, это будет
побуждать и других проявлять подобные качества. Сначала они увидят, что истинное
образование и культура проявляются в их взаимоотношениях с вами, а позже – и в
них самих. Мы прекрасные учителя, если действуем правильно. Если же мы действуем
в пламени нашего эго, личности, если ищем признания, то во многих случаях не
обретаем его. Я часто думаю об опыте, который описывал Иисус, когда
говорил о правилах поведения в гостях, когда вы садитесь за стол: «Но когда
зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя,
сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою…»
(Лук. 14:10) По сути, он говорил: «Оставайся, где сидишь, не пересаживайся на
лучшее место, пусть хозяин стола пригласит тебя туда, и когда ты пересядешь
выше, то будешь знать, что тебе действительно оказали честь». Нам следует не искать какого-либо
опыта в жизни только ради удовлетворения эго, личности, а всегда стремиться
развивать свое Бого-осознание и свои высочайшие аспекты, а также высочайшие
аспекты своей культуры. Когда мы разовьем эти аспекты, нас посадят во
главе стола, потому что мы заслужим право сидеть там. И это совершенно
другое дело. Это божественное переживание, которое человек может испытать,
потому что заслужил его. Это имеет отношение к кармическому воздаянию, которое
получает человек. Так вот, я знаю, что многие люди
считают, что принимать какое-либо вознаграждение или гордиться чем-либо –
абсолютно недопустимо. Однако существует такая вещь, как ложное смирение. Вы
когда-нибудь встречали это качество в людях? Мне доводилось. Когда я учился в
висконсинском университете, я состоял членом Индийской Ассоциации и имел в те
времена дело со многими индийцами. Однажды я пришел к ним домой; они встретили меня у дверей
своим индусским приветствием – пранамом:
«Входите, пожалуйста, мистер Профет. Рады вас видеть. Налить вам чая? Вы пьете
чай? Берите сахар, берите сливки, берите, чего пожелаете». В таком тоне они
разговаривали со мной весь вечер. И лично мне они показались прекрасными
людьми, которые очень старались позаботиться обо мне. Примерно месяц спустя я встретил президента Индийского
Общества А.Д. Девеча, и он сказал: «Мистер Профет, можно вас на минутку?» Я ответил:
«Да, конечно». Он говорит: «Позвольте мне сообщить вам, мистер Профет, что не
все индийцы люди духовные. Кажется, у вас сложилось мнение, что все индийцы интересуются духовностью. Но
наши люди в большей степени интересуются материалистичными воззрениями Запада,
чем проявлением духовности; из-за того, что у нас много святых, вы думаете, что
все индийцы святые, но это не так». И он добавил: «Люди, к которым вы приходили в гости,
вас на дух не переносят, и они не хотят, чтобы вы когда-либо снова приходили к
ним в дом». Но они никак не выказывали своей неприязни! И тогда
мне стало понятно, почему всякий раз, когда я приходил к ним, у меня возникали
неприятные ощущения в животе. Дело в том, что мое духовное «я» знало, что я был
нежеланным гостем. Если вы научитесь развивать свое видение в некоторых
отношениях, то не совершите той же ошибки, какую я совершил однажды много лет
назад и что, как я узнал позже, вовсе не было правильным. Ведь, в конце концов, кто из нас захочет идти в тот
дом, где нам не рады?! И, конечно же, никто из нас не захочет проявлять
какое-либо нежелательное качество. Мы не хотим нежелательных качеств, но мы не
можем изменить себя в одночасье, во всяком случае так нам говорят. Хотя я в
этом не уверен. Возможно, мы можем сделать это и в мгновение ока. Ведь в Библии
говорится: «…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15:52)
появится Христос. Итак, вам нужно понять магию мгновения. И магия мгновения
– это на самом деле развитие способности видеть его. Потому что в Писании недвусмысленно
сказано: «…когда откроется – когда
[Он] откроется – будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1
Иоан. 3:2) Способность воспринимать Христа, иными словами развитие способности
видеть его, как он есть, равносильна реальному сотворению истинного чуда в
человеке. |