Манджушри — великий Будда и бодхисаттва. В буддистском учении Манджушри считают бодхисаттвой мудрости. Мудрость — это мудрое владычество над собой, своей аурой, над всем своим существом, мудрое владычество над всеми вверенными вам делами и всеми порученными вашей заботе людьми.
Мудрость — самая почитаемая добродетель в буддизме. Добродетель мудрости называют «Матерью всех Будд», потому что только мудрость может полностью освободить человека от страдания. Хотя, без любви и преданности воле Бога, одной мудрости не достаточно.
Буддисты видят в Манджушри «вестника освобождения». Его также почитают как покровителя искусств и наук, мастера красноречия, главного защитника и покровителя астрологов. Буддистские писатели традиционно призывают помощь Манджушри и часто начинают свои книги стихами или молитвами в его честь.
Буддисты просят Манджушри наделить их умственными способностями, мудростью, мастерством в учении, способностью толкования [священных текстов], красноречием и хорошей памятью. Он — покровитель литературы, сознательно использующий Слово в качестве орудия для освобождения — острого меча, который побеждает и рассеивает невежество. Мы можем просить Манджушри о мягком или приятном просветлении.
Хотя о Манджушри говорят как о бодхисаттве, многие буддисты верят, что он достиг просветления Будды, а некоторые традиции говорят, что он стал полностью просветленным Буддой много эр назад в другой вселенной. Согласно буддистским учениям, Манджушри почувствовал сострадание к китайскому народу, поскольку тот жил далеко от Индии, где воплотился Господь Гаутама. Поэтому он дал обет помочь людям Китая и создал свою «Чистую Землю», или рай, который называют Раем Пяти Гор, в северном Китае. «Чистая Земля» — это духовное царство, которым управляют Будды, место, созданное Буддами для своих учеников и идеально подходящее для их ученичества.
Некоторые тексты гласят, что у Манджушри есть «Чистая Земля» и в другой вселенной, где он проявляется, как совершенный Будда, коим на самом деле и является. Его земная «Чистая Земля» в северном Китае — любимое место тибетских, монгольских и китайских буддистов; приверженцы Манджушри совершают туда паломничество, надеясь хоть на мгновение увидеть его. Говорят, что узреть его могут только те, чье видение и сердце чисты. Но даже в этом случае необходимо определенное мастерство, чтобы узнать Манджушри, потому что он часто предстает в обличии бедняка или сироты.
Тем, кому карма не позволяет увидеть его физически, он является иногда во снах, которые могут быть опытами вне тела и которые человек хорошо помнит и переживает непосредственно перед тем, как войти в физическое тело утром и проснуться. Один учитель Дзен говорит: «Есть некоторые ученые монахи, которые ищут Манджушри в Рае Пяти Гор, но они уже идут по неверному пути. В Рае Пяти Гор нет Манджушри. Вы хотите знать, где он? В этот самый миг в вас есть нечто, что исполняет работу, не проявляя никаких сомнений и нерешительности, — это и есть ваш живой Манджушри». Другими словами, не ищите его вне себя, ищите работающим внутри вас, в стенах самого вашего существа.
Имя Манджушри на санскрите означает «спокойное блаженство». В тибетском искусстве Гаутама Будда часто изображается вместе с Манджушри — слева от него и с Майтрейей – справа. Манджушри представляет аспект мудрости идеала бодхисаттвы, а Майтрейя — аспект сострадания. Таким образом, Майтрейя и Манджушри представляют две стороны пути бодхисаттвы.
Профессор Роберт Турман пишет: «В разные времена существуют разные люди, проходящие различные этапы пути. Специально для них разрабатываются разные учения, подчеркивающие мудрость или сострадание. Майтрейя и Манджушри, возглавляющие две основные ветви великого древа этой философской традиции, уверяют нас, что весы никогда не отклоняются слишком сильно в ту или в другую сторону».[1]
В буддистском искусстве Манджушри изображают как прекрасного 16-летнего принца. Его изображают молодым для того, чтобы показать, что обретение мудрости не зависит от возраста или опыта человека. Цвет лица Манджушри обычно золотисто-желтый. Он часто держит в левой руке стебель голубого распустившегося цветка лотоса. На лотосе лежит книга, представляющая собой один из священных текстов Праджна-парамиты, в котором трактуется реализация праджны, то есть мудрости. В правой руке он держит пламенный меч мудрости, который побеждает все невежество. Этот меч называют «мечом быстрого действия».
Вознесенный Владыка Манджушри говорит: «Если вы будете петь мои мантры, я помогу вам обрести единение с разумом Бога».[2]
Вот мантры Манджушри:
ОМ А Ра Па Tсa На Ди — используется для развития мудрости, памяти и понимания духовных текстов. Последний слог Ди является биджей Манджушри, то есть корневым слогом. Сущность Космического Существа сос-редоточена в его бидже. Биджу можно петь отдельно либо многократно (как можно большее количество раз) повторять ее после заключительного произнесения самой мантры.
Ом Ваги Шори Мум — дана для повышения эффективности общения и передачи Слова. Она означает «Слава Господу Речи»! Манджушри известен и почитаем как Господь Речи и мастер красноречия.
Гатэ Гатэ Парагатэ Парасамгатэ Боди Сваха — призывает мудрость, заключенную в священных текстах Праджна-парамиты, и эту мантру также можно возносить Манджушри. Она означает «Идти, идти, идти дальше, за пределы — к просветлению!» Эта мантра может вытолкнуть нас за пределы иллюзии и иллюзорного «я» к Реальности и Реальному Я.
Манджушри говорит:
«Я ЕСМЬ сторонник того, чтобы вы мудро владычествовали над Землей и разумно распоряжались всеми предоставленными вам ресурсами.
Я ЕСМЬ сторонник практичности.
Я ЕСМЬ сторонник того, чтобы вы делали ближайший правильный шаг, даже если он не является тем идеальным шагом, который вы предпочли бы сделать.
Прежде всего, не бездействуйте. Делайте то, что можете сделать в течение часа, в течение дня, в течение года. Хорошо планируйте. Но, ради Бога, не надо ничего-не-делать! Ибо сейчас не время ничего-не-делания для чела Манджушри, и Майтрейи, и Гаутамы. Это век ускоренного действия.
Мы видим, как многие на Земле живут в состоянии сильного стресса, потому что пытаются успевать за работой разума Бога в них, но делают это по-человечески, и поэтому их тела страдают. Иногда, как раз в то самое время, когда они находятся на вершине своей карьеры, они обнаруживают, что вынуждены иметь дело с тяжелыми проблемами физического тела.
Я говорю: осветите путь! Будьте фонарщиками на Земле и знайте, что освещение пути для обретения равновесия в четырех нижних телах – это великий дар доброты, великий дар просвещения, который вы можете дать многим...
Я ЕСМЬ Манджушри, и я обладаю большим чувством юмора. И вы познаете это чувство юмора в своей жизни, если будете петь мои мантры. Ведь именно юмор на Пути спасает вас от излишней серьезности падших ангелов».[2]
Мудрость — самая почитаемая добродетель в буддизме. Добродетель мудрости называют «Матерью всех Будд», потому что только мудрость может полностью освободить человека от страдания. Хотя, без любви и преданности воле Бога, одной мудрости не достаточно.
Буддисты видят в Манджушри «вестника освобождения». Его также почитают как покровителя искусств и наук, мастера красноречия, главного защитника и покровителя астрологов. Буддистские писатели традиционно призывают помощь Манджушри и часто начинают свои книги стихами или молитвами в его честь.
Буддисты просят Манджушри наделить их умственными способностями, мудростью, мастерством в учении, способностью толкования [священных текстов], красноречием и хорошей памятью. Он — покровитель литературы, сознательно использующий Слово в качестве орудия для освобождения — острого меча, который побеждает и рассеивает невежество. Мы можем просить Манджушри о мягком или приятном просветлении.
Хотя о Манджушри говорят как о бодхисаттве, многие буддисты верят, что он достиг просветления Будды, а некоторые традиции говорят, что он стал полностью просветленным Буддой много эр назад в другой вселенной. Согласно буддистским учениям, Манджушри почувствовал сострадание к китайскому народу, поскольку тот жил далеко от Индии, где воплотился Господь Гаутама. Поэтому он дал обет помочь людям Китая и создал свою «Чистую Землю», или рай, который называют Раем Пяти Гор, в северном Китае. «Чистая Земля» — это духовное царство, которым управляют Будды, место, созданное Буддами для своих учеников и идеально подходящее для их ученичества.
Некоторые тексты гласят, что у Манджушри есть «Чистая Земля» и в другой вселенной, где он проявляется, как совершенный Будда, коим на самом деле и является. Его земная «Чистая Земля» в северном Китае — любимое место тибетских, монгольских и китайских буддистов; приверженцы Манджушри совершают туда паломничество, надеясь хоть на мгновение увидеть его. Говорят, что узреть его могут только те, чье видение и сердце чисты. Но даже в этом случае необходимо определенное мастерство, чтобы узнать Манджушри, потому что он часто предстает в обличии бедняка или сироты.
Тем, кому карма не позволяет увидеть его физически, он является иногда во снах, которые могут быть опытами вне тела и которые человек хорошо помнит и переживает непосредственно перед тем, как войти в физическое тело утром и проснуться. Один учитель Дзен говорит: «Есть некоторые ученые монахи, которые ищут Манджушри в Рае Пяти Гор, но они уже идут по неверному пути. В Рае Пяти Гор нет Манджушри. Вы хотите знать, где он? В этот самый миг в вас есть нечто, что исполняет работу, не проявляя никаких сомнений и нерешительности, — это и есть ваш живой Манджушри». Другими словами, не ищите его вне себя, ищите работающим внутри вас, в стенах самого вашего существа.
Имя Манджушри на санскрите означает «спокойное блаженство». В тибетском искусстве Гаутама Будда часто изображается вместе с Манджушри — слева от него и с Майтрейей – справа. Манджушри представляет аспект мудрости идеала бодхисаттвы, а Майтрейя — аспект сострадания. Таким образом, Майтрейя и Манджушри представляют две стороны пути бодхисаттвы.
Профессор Роберт Турман пишет: «В разные времена существуют разные люди, проходящие различные этапы пути. Специально для них разрабатываются разные учения, подчеркивающие мудрость или сострадание. Майтрейя и Манджушри, возглавляющие две основные ветви великого древа этой философской традиции, уверяют нас, что весы никогда не отклоняются слишком сильно в ту или в другую сторону».[1]
В буддистском искусстве Манджушри изображают как прекрасного 16-летнего принца. Его изображают молодым для того, чтобы показать, что обретение мудрости не зависит от возраста или опыта человека. Цвет лица Манджушри обычно золотисто-желтый. Он часто держит в левой руке стебель голубого распустившегося цветка лотоса. На лотосе лежит книга, представляющая собой один из священных текстов Праджна-парамиты, в котором трактуется реализация праджны, то есть мудрости. В правой руке он держит пламенный меч мудрости, который побеждает все невежество. Этот меч называют «мечом быстрого действия».
Вознесенный Владыка Манджушри говорит: «Если вы будете петь мои мантры, я помогу вам обрести единение с разумом Бога».[2]
Вот мантры Манджушри:
ОМ А Ра Па Tсa На Ди — используется для развития мудрости, памяти и понимания духовных текстов. Последний слог Ди является биджей Манджушри, то есть корневым слогом. Сущность Космического Существа сос-редоточена в его бидже. Биджу можно петь отдельно либо многократно (как можно большее количество раз) повторять ее после заключительного произнесения самой мантры.
Ом Ваги Шори Мум — дана для повышения эффективности общения и передачи Слова. Она означает «Слава Господу Речи»! Манджушри известен и почитаем как Господь Речи и мастер красноречия.
Гатэ Гатэ Парагатэ Парасамгатэ Боди Сваха — призывает мудрость, заключенную в священных текстах Праджна-парамиты, и эту мантру также можно возносить Манджушри. Она означает «Идти, идти, идти дальше, за пределы — к просветлению!» Эта мантра может вытолкнуть нас за пределы иллюзии и иллюзорного «я» к Реальности и Реальному Я.
Манджушри говорит:
«Я ЕСМЬ сторонник того, чтобы вы мудро владычествовали над Землей и разумно распоряжались всеми предоставленными вам ресурсами.
Я ЕСМЬ сторонник практичности.
Я ЕСМЬ сторонник того, чтобы вы делали ближайший правильный шаг, даже если он не является тем идеальным шагом, который вы предпочли бы сделать.
Прежде всего, не бездействуйте. Делайте то, что можете сделать в течение часа, в течение дня, в течение года. Хорошо планируйте. Но, ради Бога, не надо ничего-не-делать! Ибо сейчас не время ничего-не-делания для чела Манджушри, и Майтрейи, и Гаутамы. Это век ускоренного действия.
Мы видим, как многие на Земле живут в состоянии сильного стресса, потому что пытаются успевать за работой разума Бога в них, но делают это по-человечески, и поэтому их тела страдают. Иногда, как раз в то самое время, когда они находятся на вершине своей карьеры, они обнаруживают, что вынуждены иметь дело с тяжелыми проблемами физического тела.
Я говорю: осветите путь! Будьте фонарщиками на Земле и знайте, что освещение пути для обретения равновесия в четырех нижних телах – это великий дар доброты, великий дар просвещения, который вы можете дать многим...
Я ЕСМЬ Манджушри, и я обладаю большим чувством юмора. И вы познаете это чувство юмора в своей жизни, если будете петь мои мантры. Ведь именно юмор на Пути спасает вас от излишней серьезности падших ангелов».[2]
1.
Marilyn M. Rhie and Robert A. F. Thurman, Wisdom and Compassion: The
Sacred Art of Tibet (San Francisco: Asian Art Museum of San Francisco,
1991), pp. 20, 21.
2. Манджушри, «Вы обладаете Разумом Бога!» Том 37 № 21, 22.05.1994.
2. Манджушри, «Вы обладаете Разумом Бога!» Том 37 № 21, 22.05.1994.