Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеда, потомка семьи крещёных евреев. Мать Терезы Беатрис Давила и Аумада имела кроме Терезы ещё одну дочь и семерых сыновей. У отца Терезы было также трое детей от первого брака. Полное имя Терезы было Тереза Санчес Сепеда Давила и Аумада.
Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.
В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком, отличавшимся глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать, её любимой книгой было собрание жизнеописаний святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа; однако беглецов быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которое лишь укрепилось после смерти матери, которая скончалась когда Терезе было 12 лет. В юности, несмотря на мысли о монастыре, Тереза не оставалась в стороне от светских увлечений, она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве — знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую партию. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг — она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисуса.
В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела, она долгое время оставалась парализованной и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом, однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.
Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.
В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком, отличавшимся глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать, её любимой книгой было собрание жизнеописаний святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа; однако беглецов быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которое лишь укрепилось после смерти матери, которая скончалась когда Терезе было 12 лет. В юности, несмотря на мысли о монастыре, Тереза не оставалась в стороне от светских увлечений, она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве — знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую партию. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг — она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисуса.
В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела, она долгое время оставалась парализованной и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом, однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.
Вторая половина жизни Терезы была посвящена, главным образом, деятельности по созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия в монастыре Альба де Тормес. Святая Тереза Авильская, воплощалась в своем последнем воплощении как Флоренс Миллер и сейчас она – Вознесенная Владычица Кристин
Тереза Авильская вошла в историю, как реформатор кармелитского монашества в Испании. Наблюдая за жизнью монастыря, в котором она провела более 20 лет жизни, в котором было более 200 сестёр, и видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашеская жизнь может быть лучше организована в небольших общинах. Терезе пришлось выдержать долгую борьбу за право основать такой монастырь, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV. Первый такой маленький монастырь, в котором Тереза стала настоятелем, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа; в нём было только 12 сестёр, по числу апостолов. Тереза Авильская рассказывала, что однажды Иисус приказал ей основать этот монастырь. « Он заставил дать очень серьезные обещания в том, что монастырь будет основан», - пишет она, - « и что ему воздадут в нем высокие почести. Он сказал также, что его следует назвать именем Святого Иосифа».
К моменту её смерти в Испании было уже 16 аналогичных общин, ставших ядром новой ветви кармелитов — «босоногих», ставящих своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля — строгости и простоте. «Тереза Авильская учила сестер в своем монастыре необходимости практики правильного внимания: «О сестры, те из вас, кто не может удержать ум от рассеянности, привыкайте к этой практике. Привыкайте к ней. Я знаю, вы можете этому научиться. Ибо я сама долгие годы страдала от неспособности успокоить ум мой. Но я знаю, что Господь не оставляет нас. Если мы смиренно попросим Его об этом, то Он не откажет. И если мы не добьемся цели за один год, то сделаем это позже»(4).
Как описывала позднее Тереза в своих книгах, во время жизни в монастыре она получила необычный мистический опыт; ей были явлены видения Иисуса Христа и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём. Мистикой проникнуты все ее сочинения.
«Тереза Авильская была чистосердечна, когда писала о своих видениях, речениях, переживании экстаза. Она говорила, что в момент переживания экстаза ее душа уносилась, не будучи способной, сопротивляться. Иногда ее тело даже левитировало. Итак, вы видите, что на пути мистика встречаются поистине светлые моменты. Левитация, рассказывала Тереза, происходила с ней редко, но когда это случалось, это ее беспокоило и тревожило, так как она боялась, что подобное принесет ей дурную славу. Однажды Тереза посетила службу в обществе нескольких дам из благородных семей, и вдруг она начала левитировать. «Я оторвалась от пола», писала она, « и монахини подошли и помогли мне опуститься вниз. Но все это заметили. Я горячо попросила Господа не посылать мне больших благ, которые могут быть заметны окружающим. Он был благосклонен и удовлетворил мою просьбу, так что с того момента я больше этого не испытывала»(2).
Писать Тереза начала скорее по послушанию, нежели по своему желанию. Ей уже было более 50 лет к моменту начала литературной деятельности, однако она сумела оставить после себя большое литературное наследие, фактически став не только первым богословом-женщиной в истории Католической Церкви, но и первым испанским писателем-женщиной. И опять же это произошло по настоянию Иисуса, который однажды сделал Терезе выговор за то, что она не записала озарения, которые он дал ей. Он сказал: « Не пренебрегай записью сказанного мной. Ибо хотя тебе это, может быть, и не принесёт пользы, это может оказаться полезным для других».
Тереза Авильская вошла в историю, как реформатор кармелитского монашества в Испании. Наблюдая за жизнью монастыря, в котором она провела более 20 лет жизни, в котором было более 200 сестёр, и видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашеская жизнь может быть лучше организована в небольших общинах. Терезе пришлось выдержать долгую борьбу за право основать такой монастырь, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV. Первый такой маленький монастырь, в котором Тереза стала настоятелем, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа; в нём было только 12 сестёр, по числу апостолов. Тереза Авильская рассказывала, что однажды Иисус приказал ей основать этот монастырь. « Он заставил дать очень серьезные обещания в том, что монастырь будет основан», - пишет она, - « и что ему воздадут в нем высокие почести. Он сказал также, что его следует назвать именем Святого Иосифа».
К моменту её смерти в Испании было уже 16 аналогичных общин, ставших ядром новой ветви кармелитов — «босоногих», ставящих своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля — строгости и простоте. «Тереза Авильская учила сестер в своем монастыре необходимости практики правильного внимания: «О сестры, те из вас, кто не может удержать ум от рассеянности, привыкайте к этой практике. Привыкайте к ней. Я знаю, вы можете этому научиться. Ибо я сама долгие годы страдала от неспособности успокоить ум мой. Но я знаю, что Господь не оставляет нас. Если мы смиренно попросим Его об этом, то Он не откажет. И если мы не добьемся цели за один год, то сделаем это позже»(4).
Как описывала позднее Тереза в своих книгах, во время жизни в монастыре она получила необычный мистический опыт; ей были явлены видения Иисуса Христа и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём. Мистикой проникнуты все ее сочинения.
«Тереза Авильская была чистосердечна, когда писала о своих видениях, речениях, переживании экстаза. Она говорила, что в момент переживания экстаза ее душа уносилась, не будучи способной, сопротивляться. Иногда ее тело даже левитировало. Итак, вы видите, что на пути мистика встречаются поистине светлые моменты. Левитация, рассказывала Тереза, происходила с ней редко, но когда это случалось, это ее беспокоило и тревожило, так как она боялась, что подобное принесет ей дурную славу. Однажды Тереза посетила службу в обществе нескольких дам из благородных семей, и вдруг она начала левитировать. «Я оторвалась от пола», писала она, « и монахини подошли и помогли мне опуститься вниз. Но все это заметили. Я горячо попросила Господа не посылать мне больших благ, которые могут быть заметны окружающим. Он был благосклонен и удовлетворил мою просьбу, так что с того момента я больше этого не испытывала»(2).
Писать Тереза начала скорее по послушанию, нежели по своему желанию. Ей уже было более 50 лет к моменту начала литературной деятельности, однако она сумела оставить после себя большое литературное наследие, фактически став не только первым богословом-женщиной в истории Католической Церкви, но и первым испанским писателем-женщиной. И опять же это произошло по настоянию Иисуса, который однажды сделал Терезе выговор за то, что она не записала озарения, которые он дал ей. Он сказал: « Не пренебрегай записью сказанного мной. Ибо хотя тебе это, может быть, и не принесёт пользы, это может оказаться полезным для других».
Самой значительной книгой Терезы стал «Внутренний замок». В этом мистическом трактате она изображает душу как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Достигающий успехов в молитвенной практике переходит из одной обители в другую, пока не пройдет, наконец, в самую сокровенную комнату. Каждому переходу из одной обители в другую соответствует тот или иной тип молитвы.
Святая Тереза Авильская рассказывала о своем способе молитвы. Она говорила: «Умственная молитва – это не что иное, как интимный разговор друзей. Это означает , что надо часто уделять время, чтобы оставаться наедине с Тем, Кто, как нам известно, любит нас». Так же как «разрываются родственные и дружеские связи из-за недостатка общения, наши взаимоотношения с Богом прекращаются, если мы не молимся».
«Тереза Авильская дает несколько ключей для достижения состояния, когда вы постоянно помните о Боге. Она рассказывает, как однажды почувствовала, что заслужила благосклонность Христа. Она говорит, что чувство, что Христос рядом было большой поддержкой для обретения привычки жить, постоянно помня о Боге. Во-первых, это помогло ей избежать шагов, которые могли бы вызвать недовольство Господа, так как ей всегда казалось, что Он за ней наблюдает. Во-вторых, каждый раз, когда она хотела поговорить с Иисусом, она чувствовала, что он так близок к ней, что не может ее не услышать. Другая техника Терезы состояла в визуализации фигуры Христа внутри нее»(4).
Святая Тереза Авильская рассказывала о своем способе молитвы. Она говорила: «Умственная молитва – это не что иное, как интимный разговор друзей. Это означает , что надо часто уделять время, чтобы оставаться наедине с Тем, Кто, как нам известно, любит нас». Так же как «разрываются родственные и дружеские связи из-за недостатка общения, наши взаимоотношения с Богом прекращаются, если мы не молимся».
«Тереза Авильская дает несколько ключей для достижения состояния, когда вы постоянно помните о Боге. Она рассказывает, как однажды почувствовала, что заслужила благосклонность Христа. Она говорит, что чувство, что Христос рядом было большой поддержкой для обретения привычки жить, постоянно помня о Боге. Во-первых, это помогло ей избежать шагов, которые могли бы вызвать недовольство Господа, так как ей всегда казалось, что Он за ней наблюдает. Во-вторых, каждый раз, когда она хотела поговорить с Иисусом, она чувствовала, что он так близок к ней, что не может ее не услышать. Другая техника Терезы состояла в визуализации фигуры Христа внутри нее»(4).
Тереза Авильская также уделяла большое внимание медитации и внутренней работе. Она говорила: ««В действиях несущественно внешнее, душа совершает внутреннюю работу, и когда внешняя работа прорастает из внутреннего корня — корня души, корня в основании позвоночника, корня солнечного сплетения, когда внешняя работа прорастает из этого внутреннего корня, то она становится прекрасным и очень ароматным цветком, ибо произрастает на древе любви Бога и ради Него одного, безо всякого самостного интереса. Аромат этих цветов распространяется, чтобы приносить пользу многим. Это аромат, который длится, не проходит быстро, а имеет колоссальный эффект». «Я хочу пояснить, – говорит она далее, – чтобы вы могли понять. Некоторые проповедуют, намереваясь принести пользу душам, но не способны разделаться с человеческими соображениями, не делать никаких попыток понравиться, завоевать уважение или доверие, или в их уме есть установка на получение должности каноника или некоторого финансового вознаграждения за хорошую проповедь.
И многое другое делают люди на благо ближним; очень многое делается – и с добрыми намерениями, но при этом они заботятся, чтобы не понести ущерба и не задеть никого. Они боятся преследований, стремятся ублажить царей, господ и народ. С другой стороны, иные души стремятся только служить и угодить Господу. И поскольку они знают любовь, которой Господь любит своих слуг, то предпочитают отставлять в сторону собственное удовольствие и благо для того, чтобы радовать Его, служить Ему и открывать душам благие истины наилучшим способом. Не думают они, как я уже сказала, о том, потеряют ли они что-нибудь или нет. Эти люди держат в уме лишь выгоду для своих ближних, ничего другого. Итак, для того, чтобы еще более радовать Бога, они забывают о себе ради ближних и отдают свои жизни в испытаниях, подобно многим мученикам. Опьяненные небесной лозой, они не ведают, что за слова произносят, когда их окутывает эта возвышенная любовь Бога.
Их не беспокоит, что они не нравятся людям, эти души делают много доброго»(3).
Часто Терезу Авильскую пытались психологически уничтожить, из-за ее особых способностей общаться и говорить с Господом.
Тереза Авильская в своей автобиографии сравнивала душу с зеркалом: «Однажды, когда я читала со всеми сёстрами часы Божественной службы, моя душа внезапно успокоилась и показалась мне похожей на ясное зеркало, и ни сзади, ни по бокам, ни сверху, ни снизу не было ни одного пятнышка. И Христос, Господь наш, увиделся мне в центре, таким, каким я его обычно видела. Казалось, что я отчётливо видела его в каждой частице своей души, будто в зеркале. И это зеркало также …отражало Самого Господа. Мне было дано понимание, что значит для души пребывать в смертном грехе. Доходит до того, что зеркало мутнеет и чернеет, и тогда Господь не может явиться или стать видимым, хотя он всегда присутствует, даруя нам жизнь. И я поняла, что еретики стараются разбить зеркало, что ещё хуже того, что оно темнеет… Это [понимание] оказалось для меня очень полезным и заставило меня оплакивать те времена, когда через свою греховность я затемнила свою душу так, что не могла видеть Господа. Думаю, что этого видения удостаиваются люди, обретшие покой, дабы научиться пониманию того, что Господь находится в сокровенных глубинах их душ; такая мысль гораздо более привлекательна и плодотворна, чем представление о том, что Он находится вне тебя»(1).
Тереза Авильская в своих книгах рассказывает поучительные истории, одна из них о женщине, которая решила избежать встречи со своими ошибками и таким образом остановила свой духовный прогресс: «Она любила часто принимать Причастие. Она никогда и слова плохого не сказала ни о ком. Она преданно молилась и жила в постоянном уединении. Она была столь кроткой, что ничто из сказанного ей никогда не вызывало ее гнева и ни одно дурное слово не вырывалось из ее уст. Итак ее можно было назвать вполне совершенной. Видя все эти добродетели, я думала, что они были результатом глубокой молитвы и говорили об очень продвинутой душе. Вначале я очень уважала эту женщину, видя что она не грешит против Бога и видела, что она была очень осторожна.
Но узнав ее лучше, я начала понимать, что все было мирно, пока не задевались ее личные интересы. Когда же ее интересы оказывались под угрозой, она была не столь учтива, хотя и покладиста. Я узнала, что хотя она и страдала всем, что люди говорили против нее, она не могла вынести ничего, что было сказано против ее доброго имени, даже самую малость, касающуюся ее репутации или уважения, которое, как она думала заслужила. Она была настолько охвачена этим страданием, так желала знать все, что о ней говорили плохого, так любила свое благополучие, что просто удивительно как такой человек мог прожить хотя бы час. Она так приукрашивала все свои поступки, что казалась безгрешной. Я была просто озадачена. Практически все считали ее святой, но я видела что она сама до некоторой степени виновата в преследовании, которому подвергалась. Я не завидовала ее образу жизни и безгрешности. Скорее она и еще две другие души, с которыми я встретилась в жизни, будучи святыми в собственном представлении, вызывали во мне больше страха после разговора с ними, чем все грешники, которых я видела. Я просила Господа пролить Свет. Есть души, которых кажется ничего не удерживает и они вот-вот взлетят на Небеса. По их собственному мнению, они ищут совершенства во всем. Но некому сказать им об их ошибках Эти так называемые святые, описываемые Терезой, которые на самом деле являются самовлюбленными людьми, напомнили мне одну историю о таком индивидуалисте, который пришел к врачу лечиться от головной боли. Врач спрашивает его: «Чувствуете ли вы сдавливающую боль во лбу?» «Да», - отвечает пациент. «А пульсирующую боль в затылке?» «Да». «А пронизывающую боль здесь, с этой стороны?» «Да!» «Ах, – объяснил доктор, – ваш нимб слишком тесен».
Тереза Авильская сказала, что один из способов узнать не тесен ли ваш нимб – это пообщаться с людьми, которые с любовью укажут вам на ваши ошибки. Еще один способ преодолеть незнание себя – делать это систематически»(4).
Святая Тереза была беатифицирована в 1614 году папой Павлом V, канонизирована в 1622 году папой Григорием XV. День её памяти отмечается Католической Церковью 15 октября. Тереза Авильская — один из святых покровителей Испании. Её вклад в развитие кармелитской духовности, католической богословской мысли и испанской литературы очень высок. Терезой Авильской написаны такие известные труды, как «Путь к совершенству» (Camino de Perfección, 1562—1564); «Книга оснований» (Libro de las Fundaciones); «Внутренний замок» (El Castillo Interio, другое название Las Moradas, 1577); «Автобиография» (или в других переводах «Моя жизнь») (La vida, 1562—1565)
Кроме этих произведений перу Терезы принадлежат несколько небольших книг дидактического характера и большое количество писем.
И многое другое делают люди на благо ближним; очень многое делается – и с добрыми намерениями, но при этом они заботятся, чтобы не понести ущерба и не задеть никого. Они боятся преследований, стремятся ублажить царей, господ и народ. С другой стороны, иные души стремятся только служить и угодить Господу. И поскольку они знают любовь, которой Господь любит своих слуг, то предпочитают отставлять в сторону собственное удовольствие и благо для того, чтобы радовать Его, служить Ему и открывать душам благие истины наилучшим способом. Не думают они, как я уже сказала, о том, потеряют ли они что-нибудь или нет. Эти люди держат в уме лишь выгоду для своих ближних, ничего другого. Итак, для того, чтобы еще более радовать Бога, они забывают о себе ради ближних и отдают свои жизни в испытаниях, подобно многим мученикам. Опьяненные небесной лозой, они не ведают, что за слова произносят, когда их окутывает эта возвышенная любовь Бога.
Их не беспокоит, что они не нравятся людям, эти души делают много доброго»(3).
Часто Терезу Авильскую пытались психологически уничтожить, из-за ее особых способностей общаться и говорить с Господом.
Тереза Авильская в своей автобиографии сравнивала душу с зеркалом: «Однажды, когда я читала со всеми сёстрами часы Божественной службы, моя душа внезапно успокоилась и показалась мне похожей на ясное зеркало, и ни сзади, ни по бокам, ни сверху, ни снизу не было ни одного пятнышка. И Христос, Господь наш, увиделся мне в центре, таким, каким я его обычно видела. Казалось, что я отчётливо видела его в каждой частице своей души, будто в зеркале. И это зеркало также …отражало Самого Господа. Мне было дано понимание, что значит для души пребывать в смертном грехе. Доходит до того, что зеркало мутнеет и чернеет, и тогда Господь не может явиться или стать видимым, хотя он всегда присутствует, даруя нам жизнь. И я поняла, что еретики стараются разбить зеркало, что ещё хуже того, что оно темнеет… Это [понимание] оказалось для меня очень полезным и заставило меня оплакивать те времена, когда через свою греховность я затемнила свою душу так, что не могла видеть Господа. Думаю, что этого видения удостаиваются люди, обретшие покой, дабы научиться пониманию того, что Господь находится в сокровенных глубинах их душ; такая мысль гораздо более привлекательна и плодотворна, чем представление о том, что Он находится вне тебя»(1).
Тереза Авильская в своих книгах рассказывает поучительные истории, одна из них о женщине, которая решила избежать встречи со своими ошибками и таким образом остановила свой духовный прогресс: «Она любила часто принимать Причастие. Она никогда и слова плохого не сказала ни о ком. Она преданно молилась и жила в постоянном уединении. Она была столь кроткой, что ничто из сказанного ей никогда не вызывало ее гнева и ни одно дурное слово не вырывалось из ее уст. Итак ее можно было назвать вполне совершенной. Видя все эти добродетели, я думала, что они были результатом глубокой молитвы и говорили об очень продвинутой душе. Вначале я очень уважала эту женщину, видя что она не грешит против Бога и видела, что она была очень осторожна.
Но узнав ее лучше, я начала понимать, что все было мирно, пока не задевались ее личные интересы. Когда же ее интересы оказывались под угрозой, она была не столь учтива, хотя и покладиста. Я узнала, что хотя она и страдала всем, что люди говорили против нее, она не могла вынести ничего, что было сказано против ее доброго имени, даже самую малость, касающуюся ее репутации или уважения, которое, как она думала заслужила. Она была настолько охвачена этим страданием, так желала знать все, что о ней говорили плохого, так любила свое благополучие, что просто удивительно как такой человек мог прожить хотя бы час. Она так приукрашивала все свои поступки, что казалась безгрешной. Я была просто озадачена. Практически все считали ее святой, но я видела что она сама до некоторой степени виновата в преследовании, которому подвергалась. Я не завидовала ее образу жизни и безгрешности. Скорее она и еще две другие души, с которыми я встретилась в жизни, будучи святыми в собственном представлении, вызывали во мне больше страха после разговора с ними, чем все грешники, которых я видела. Я просила Господа пролить Свет. Есть души, которых кажется ничего не удерживает и они вот-вот взлетят на Небеса. По их собственному мнению, они ищут совершенства во всем. Но некому сказать им об их ошибках Эти так называемые святые, описываемые Терезой, которые на самом деле являются самовлюбленными людьми, напомнили мне одну историю о таком индивидуалисте, который пришел к врачу лечиться от головной боли. Врач спрашивает его: «Чувствуете ли вы сдавливающую боль во лбу?» «Да», - отвечает пациент. «А пульсирующую боль в затылке?» «Да». «А пронизывающую боль здесь, с этой стороны?» «Да!» «Ах, – объяснил доктор, – ваш нимб слишком тесен».
Тереза Авильская сказала, что один из способов узнать не тесен ли ваш нимб – это пообщаться с людьми, которые с любовью укажут вам на ваши ошибки. Еще один способ преодолеть незнание себя – делать это систематически»(4).
Святая Тереза была беатифицирована в 1614 году папой Павлом V, канонизирована в 1622 году папой Григорием XV. День её памяти отмечается Католической Церковью 15 октября. Тереза Авильская — один из святых покровителей Испании. Её вклад в развитие кармелитской духовности, католической богословской мысли и испанской литературы очень высок. Терезой Авильской написаны такие известные труды, как «Путь к совершенству» (Camino de Perfección, 1562—1564); «Книга оснований» (Libro de las Fundaciones); «Внутренний замок» (El Castillo Interio, другое название Las Moradas, 1577); «Автобиография» (или в других переводах «Моя жизнь») (La vida, 1562—1565)
Кроме этих произведений перу Терезы принадлежат несколько небольших книг дидактического характера и большое количество писем.
1. «Автобиография» (или в других переводах «Моя жизнь») (La vida, 1562—1565)
2. «Лекция о Христианском мистицизме». Часть III. Элизабет Клер Профет 27 июня 1992 г.
3. «СВЯЩЕННЫЙ ТРУД» Элизабет Клер Профет
4. «Незнание закона не является оправданием» Лекция Э.К.Профет от 1 января 1993 года