Том 40 № 14 – Элизабет Клэр Профет – 6 апреля 1997 г.
Прославленные жизни Марка Л. Профета
Обращаясь к прошлым жизням Марка Л. Профета, мы видим, что они проходили во многих культурах и религиях мира. Подумайте об этом. Он был Ноем, Лотом, Эхна-тоном, Эзопом, апостолом Марком, Оригеном, Ланселотом, Бодхидхармой, Кловисом, Саладином, Бонавентурой, Людовиком XIV, Лонгфелло и русским царевичем Алексеем Николаевичем Романовым.
Его душа чувствовала себя как дома на востоке и на западе, в христианском и нехристианском мире. Она не знала ограничений рас, религий и культур. Душа его знала лишь божественный язык любви и великодушия.
Как я говорила прежде, при размышлениях о душе Марка Профета наиболее ярко выраженным качеством мне представляется его великодушное сердце. И, так размышляя о сердце моего возлюбленного во время подготовки к своему сегодняшнему выступлению, я осознала, что именно это качество - величие души - и наша практика в нем будут ключом к успеху нашей Церкви.
Уильям Вордсворт некогда сказал: «Наилучшая часть жизни хорошего человека - это его маленькие, безымянные, незапоминающиеся проявления доброты и любви». 1 Я многое узнала от Марка Профета об этих актах доброты и любви, просто наблюдая, как он любил людей и меня. Жизнь Марка не была легкой. Возможно, именно это сделало его более любящим, более щедрым, более великодушным.
В каждой из своей прошлых жизней Марк развивал новые грани своего великодушного сердца. Я хотела бы привести вам несколько примеров. Но прежде давайте рассмотрим определение слова «великодушный».
Великодушный - буквально означает «великий дух», или «великая душа». Слово является производным от «величие души». Величие души - это возвышенность духа, позволяющая спокойно переносить несчастья, презреть подлость, мелочность, обидчивость, ревность и мстительность, с достоинством переносить оскорбления, приносить жертвы ради достойной цели. Это благородное великодушие.
Итак, определение слова «великодушный» таково: проявляющий возвышенную духовность и бесстрашие; самоотверженно отважный и доблестный; проявляющий высшую доблесть; являющий возвышенность мыслей и благородство чувств и поступков; характеризующийся благородством устремлений, возвышенностью целей; благородный; всепрощающий.
Величие души Эхнатона
Давайте обратимся к прошедшим жизням Марка. Тридцать три столетия назад он воплощался фараоном Эхнатоном. Эхнатон основал революционную религию, основанную на поклонении одному богу - Атону, Богу Солнца. Он учил народ тому, что этот бог - выражение великодушия. Он сам стремился стать воплощением Атона.
Фараон учил тому, что Атон есть Бог Любви, сострадательный, милосердный, ласковый, нежный. Злоба ему не ведома. Он почитает правду. Религия Атона была религией радости, веселья и счастья. Ее последователи вступали на путь искренности, откровенности, чистосердечия. Эхнатон стремился стать отражением Атона. Он хотел, чтобы его жизнь была достойным примером для подданных.
Кроме того, его отличали отвага духа, благородство, величие новатора, отбрасывающего окаменевшие традиции прошлого (поклонение многим богам) и дающего своему народу понимание единого истинного Бога. Короче говоря, Эхнатон являл собой образец первопроходца!
Известный египтолог Джеймс Брестед говорит: «С Эхнатоном погиб дух, невиданный миром прежде. Он был отважной душой, без колебаний бросившей вызов инертной древней традиции с тем, чтобы распространить свои идеи, находившиеся за пределами понимания его века. В эпоху столь давнюю и при столь неблагоприятных обстоятельствах он стал первым мировым идеалистом и первой мировой индивидуальностью, самым выдающимся из фараонов, первым пророком в истории».2
Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример с Эхнатона в любви и величии души.
Величие души Оригена
Воплотившись Оригеном Александрийским в третьем веке, Марк был наиболее влиятельным богословом ранней греческой церкви. Он проявлял необыкновенное величие души, делясь со своими учениками любовью к Слову и Священному Писанию.
Незадолго до кончины Ориген переехал в Кесарию, где в своем доме обучал язычников и знакомил их с христианством через философию. Он начинал с извлечений из трудов языческих философов, читал отрывки из стихов поэтов, говоривших о Боге, затем переходил со своими учениками к изучению христианских Писаний. Сохранился документ, названный «Благодарственная грамота», написанный одним из учеников Оригена, выражающим огорчение по поводу того, что ему приходится покинуть школу своего учителя.
Он пишет: «Здесь днем и ночью излагаются священные законы и слышатся гимны, песни и возвышенные речи. Здесь не заходит солнце; здесь днем нашему недреманному оку доступны таинства Божий, а ночью, во сне мы все так же занимаемся тем, что душа видела днем и с чем имела дело. Здесь над всем неизменно господствует божественное вдохновение». 3
Автор говорит о своем учителе: «Этому человеку Бог дал величайший дар, а Небеса - лучшую долю. Он толкует людям слова Бога. Он понимает божественное так, будто Бог говорит с ним, и разъясняет людям, дабы те смогли уразуметь». 4
Ученик Оригена описывает, как любовь учителя к Слову соединила узами любви его и учеников: «Подобно некой искре, вспыхнувшей в сокровенных глубинах наших душ, зажглась любовь и разгорелась в нас жарким пламенем - любовь одновременно и к Святому Слову, и к этому человеку, другу Бога и предстоятелю». 5
Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример с Оригена Александрийского в любви и величии души.
Величие души Саладина
В XII веке Марк воплощался Саладином 6 - великим мусульманским правителем, покорившим и объединившим исламский мир. Чарльз Роузболт сообщил нижеследующее о беспримерном величии этой души.
Случилось так, что подданный по имени Омар возвел на Саладина обвинение. У Омара был раб, который сбежал, украв деньги. Омар думал, что раб умер, а Саладин присвоил эти деньги. Тогда он обвинил Саладина, требуя возместить ущерб.
После долгих слушаний по этому делу обнаружилось, что умерший не был рабом Омара. Человек более низменного образа мыслей, нежели Саладин, привлек бы к наказанию Омара за ложное обвинение, но ответ Саладина был великодушен. Он приказал выдать Омару богатое облачение, а также некую сумму денег, которая покрыла бы все расходы.
Председатель суда отметил: «Примите во внимание подчинение Саладина установлениям, предписанным законом, его способность отказаться от своей гордости и его великодушие, явленное там, где он по справедливости мог потребовать наказания».
В другой раз, во времена крестовых походов несколько человек из войска Саладина прокрались в христианский лагерь и захватили богатую добычу. Это было обычным делом в ту пору. Среди захваченных пленников была маленькая девочка. Ее мать потеряла голову от горя. Она явилась в лагерь Саладина, рыдая, разрывая на себе одежды, бия себя в грудь.
Через толмача она объяснила Саладину, что произошло. Тот немедленно приказал обыскать лагерь. Не прошло и часа, как пропавшая девочка нашлась. Когда мать увидела ее, она бросилась на землю, лицом в пыль, и рыдала так горестно, что сострадательные свидетели, включая султана, плакали вместе с ней.
Впоследствии, - что демонстрирует чувство справедливости Саладина, - он уплатил выкуп человеку, похитившему девочку, ибо тот был вправе сделать это, а затем продать ребенка как рабыню в какой-нибудь мусульманский дом. Но как султан, имевший права на всю военную добычу, Саладин мог забрать ребенка, ничего не заплатив за него.
Во время третьего крестового похода Ричард Львиное Сердце принял решение сразиться с Саладином, чтобы вернуть себе господство над Палестиной. Отношения между этими двумя благородными душами в гуще той кровопролитнейшей войны вновь свидетельствуют о величии души Саладина.
Однажды, увидев Ричарда на поле брани без лошади, Саладин послал султану боевого коня, ибо ему было «жаль, что столь доблестному воину приходится сражаться пешим». 7
На следующий день силы Саладина сломили сопротивление войска Ричарда. Ричард, который к тому же был тяжко болен, просил мира. Историк Уилл Дюран пишет: «Мечась в лихорадке, Ричард просил фруктов и прохладительного питья. Саладин послал ему груши и персики, снег и своего врача». После этого был подписан мирный договор на три года, а территория поделена.
Дюран утверждает: «Обычно Саладин был великодушен со слабыми, милосерден к побежденным и настолько превосходил врагов в верности своему слову, что христианские летописцы изумлялись, как такая «неверная» религия могла породить такого благородного человека». 8
Роузболт приводит интересное свидетельство великодушия Саладина: «Завоевав огромные богатства, он умер в такой бедности, что не хватило денег уплатить за похороны. Он раздаривал целые провинции, а себе, как писал его секретарь, «не оставил ни добра, ни домов, ни недвижимости, ни сада, ни деревни, ни земли, ни какой-либо собственности». В его сокровищнице осталась лишь одна финикийская золотая монета и сорок семь серебряных».
Незадолго до своей смерти Саладин дал совет сыну: «Если я и стал великим, то лишь потому, что завоевал сердца людей добротой и мягкостью».9
Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример с Саладина в любви и величии души.
Величие души святого Бонавентуры
В тринадцатом столетии Марк воплощался Святым Бонавентурой - отцом церкви, признанным философом и богословом. Он был известен как «князь мистиков». Бонавентура отличался величием души. В молодом возрасте, в 35 лет, его избрали главой ордена францисканцев. Вскоре после этого он был призван стать миротворцем ордена, так как тот был разделен на сторонников неизменной строгости и тех, кто хотел смягчить некоторые правила.
В книге «Жизнеописания отцов, мучеников и других основных святых» преподобный Альбан Батлер пишет: «Бонавентура не так давно появился в их среде, но силой своих увещеваний, мягко и с любовью он восстановил совершенный покой. И все братство пошло за этим новоявленным Иисусом Навином в едином порыве, единодушно, по единому пути».
Положение главы ордена позволило Бонавентуре проявлять еще большее великодушие, большую щедрость. Однажды, вернувшись в Париж, он посетил несколько монастырей. Батлер говорит: «Повсюду он продемонстрировал, что принял главенство лишь для того, чтобы стать самым смиренным, самым отзывчивым, самым сострадательным из всех братьев и слугою всего своего ордена». Поистине, он был тем, кого сейчас называют «руководитель-слуга».
Бонавентура учил, что истинное величие душа обретает в исполнении мелких ежедневных обязанностей. Батлер пишет: «Святой Бонавентура относил совершенство христианской добродетели не столько к героическим делам религиозной направленности, сколько к хорошему исполнению обычных дел».
Этот святой сказал: «Наибольшего совершенства верующий достигает, делая обычные дела совершенным образом». Постоянная преданность в малом - это «великая и геройская добродетель». 10
Возлюбленные члены ливингстонской общины, берите пример со Святого Бонавентуры в любви и величии души.