Слово ≪чела≫ означает ученик и ничего более, но некоторые люди считают, будто человек, являющийся чела, сразу оказывается на уровне учителя и даже «лишен ничтожного удовольствия говорить как обычный человек». И в то же время массовое сознание других чела или кандидатов в чела принуждает человека действовать по их шаблонам и их пониманию учения.
Если же обнаружится, что кто-то не разделяет этого общего понимания и идет в разрез общепринятого мнения, или еще больше отважиться указать на ошибки, то его обвинят в том, что он вводит своих слушателей в заблуждение, или еще хуже, что он представитель тьмы.
На протяжении всего ученичества всегда существуют чела и Чела, точно так же, как есть учитель и Учитель! Те чела, которые еще не имеют прямого контакта с Учителем составляют большинство, ибо никто не может войти в контакт с Учителями, «как только подчинившись требованию быть испытанным и проведённым ими через определённые тесты». История знает, что «лишь несколько европейцев смогли пройти свои тесты».(1)
Е.П.Блаватская пишет: «За одиннадцать лет существования Теософского Общества я знаю только трех из семидесяти двух официально утвержденных на испытание чела и сотен мирских претендентов, кто до сих пор не провалил начатое дело, и только один из них достиг полного успеха»(2).
Поэтому Чела всегда в глазах других чела выглядит «белой вороной», которую частенько забрасывают камнями. Надо помнить, что любой чела в своем субъективном осознавании может продвинуться лишь до определенного уровня и дальнейшее объективное осознавание не может совершиться без Гуру – Богочеловека.
Пока чела не стал Чела с большой буквы, он двусмысленно толкует Космический Закон. Подобное лицемерие людей и их потакание своим наклонностям породили ошибки в самооценке. «Эти ошибки разрушили целостность души, и в результате память вырождается, ее хранилище заполняется иллюзиями». Поэтому человек не может быть объективным в оценке кого-либо или чего-либо, пока не достигнет уровня Адепта под водительством Гуру.
Гуру дает Чела величайший дар, какой только может дать, и это дар самого себя. Пока вы будете его Чела, вы можете пользоваться этим даром.
«Мы являемся чела до тех пор, пока соблюдаем его заповеди. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» – это очень простое требование Гуру. (Иоан. 14:15) Если мы исполняем то, о чем в них говорится, то сохраняем эти взаимоотношения»(3).
«Никто никого не принуждает становиться чела; и никто никому ничего не обещает; есть только взаимные обязательства Учителя и предполагаемого чела. Истинно, истинно, много званых, но мало избранных— или, вернее, тех, кто смог претерпеть до конца (понимая под словом ≪претерпеть≫ всего лишь настойчивость и целеустремленность)»(2).
Некоторые люди, пришедшие в Учение «не готовы пока стать постоянными чела, у них нет необходимых для чела качеств, и это не их судьба в этой жизни, и им надо делать другие вещи в миру». Владыки не выбирают их в чела. «Они могут позволить им служить в общине (в группе), они могут позволить им быть частью движения, так как уважают свободную волю и всегда есть шанс, что этот индивидуум сделает правильный выбор и осознает, что Бог, живущий во мне, может жить и в них»(5). Но по невежеству сами эти люди, считают себя чела.
Часто такие люди, находясь в рядах учеников, больше других осуждают собратьев, оценивая их по внешним признакам. Однажды на Классе я была свидетелем, как они буквально «забили» новенькую, из-за того, что она приехала на Класс в одежде черного цвета. Пожелания Владык о внешнем ставятся ими во главу всего, в то время как исполнение внутреннего закона ими игнорируется. Часто можно услышать, как ошибочные суждения лидеров принимаются ими как догма учений, которой они в дальнейшем и придерживаются. Они следуют некой букве закона, которая убивает. Их знания ограничены и поэтому всех тех, кто обладает более широкими познаниями, они обвиняют в излишнем, как им кажется, интеллектуализме. Они делят чела по своим понятиям на тех, кто якобы от света и тех, кто якобы от тьмы.
Они не знают и не хотят принять истину, что только Владыки могут знать, кто чего стоит. Владыки решают, кому можно доверить знания, а кому нет. По этому поводу Е.П.Блаватская писала: «Учителя сами решают, кто из добрых людей достоин получить эти знания. Вы должны помнить о том, что вам не под силу разглядеть даже самого «доброго и порядочного», на ваш взгляд, человека до самых глубин его характера. Бросьте таких людей в жаркое пламя великого искушения, коим являются эти знания и власть, и вы увидите, что большинство их не выдержит испытания»(2). Учителям хорошо известны характеры всех тех, с кем они работают, и они сами решают, следует ли им помочь человеку в познании мира или же напротив — воспрепятствовать ему. «Они вовсе не ставят себе целью сделать эти законы и силы всеобщим достоянием, но стараются, прежде всего, распространить правильное учение, правильную речь и правильное действие, дабы мотивы и характеры людей изменились настолько, чтобы знакомство с элементальным миром смогло пойти им на пользу, а не во вред» (2).
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» [От Матфея, 7:6].
Перефразируя выражение Махатм, «что истинным Адептом, развитым человеком нужно стать — его нельзя сделать», можно сказать «истинным Чела нужно стать самому, ибо его нельзя сделать!».
Люди часто преувеличивают свое действие, и свою роль, тем самым создают карму. «Одной из самых утонченных форм этого порока является жажда и упование на вознаграждение. Многие из тех, кто зачастую и неосознанно, но все же подчеркивают свои усилия, лелея надежду на вознаграждение и позволяя ей стать активным фактором своей жизни, тем самым открывая дверь для тревоги, сомнения, страха, уныния, — неудачливы». Они часто ищут организацию или группу, в которой могут внешне продвинуться по карьерной лестнице, духовно не развиваясь. Для них связь с Гуру второстепенна, потому что невидима, для них важно внимание и оценка вышестоящих лидеров.
Эзотерический закон говорит, что «Целью искателя духовной мудрости является восхождение на более высокий план бытия; он должен стать новым человеком, во всех отношениях более совершенным, нежели в настоящий момент, и если ему это удастся, соответственно увеличится сила и диапазон его способностей и возможностей, точно так же, как в видимом мире мы находим, что каждая стадия на лестнице эволюции отмечена возрастанием способностей»(2).
«Вот почему Учителя обычно столь сдержанны. Вот почему чела должен проходить семилетний испытательный срок служения. Он должен доказать свою пригодность и развить в себе качества, которые гарантировали бы безопасность как его Учителю, так и ему самому».
Те, кто не желает развивать Христосознание неприемлем в качестве чела, как и тот, кто не желает подчиниться требованиям и дисциплине Владык.
Начался новый учебный год и каждый может сделать новый выбор на стезе ученичества.
"...Ученичество - наука освобождения. В ученике любовь его не сохнет оттого, что он освобожда-ется и развивается. Он не останется равнодушным к ближним. Но в нем рассеивается туман стра-стей, и он видит ясно и всегда всю жизнь окружающих, а не один момент личной их жизни и своей связи с ними. Не забывай, ученик, что указания твоего Учителя даются тебе сейчас, даются тем, кто знает и видит и твой, и всех окружающих тебя пути. Иди в законе вечного, добровольного и нерушимого повиновения, ибо оно ничто иное, как верность твоя, в которой следуешь за ведущими тебя". "Путь ученичества для всех один: если несчастные стучатся в твою дверь - ты на правильном пути". «Никто, раз он принят Учителем, не может быть им оставлен без каких-либо особых, даже ужасных причин. Никто не может быть отослан в новую жизнь, пока он к ней не готов. Другое дело, через какую внешнюю форму вскрывается его готовность или не готовность к той жизни, которой он восхищается в своем Учителе и которой активным членом он хочет быть в своих мечтах, в своих размышлениях и идеалах. Мысль человека - это еще не действие, но только подготовительный период. И пока ученик не созреет до конца, то есть когда его мысль и сердце сольются в действие, тогда только для него наступает момент нового слияния с Учителем, когда его не печалят уже ни расстояние, ни разлука, потому что их больше для него не существует. Как никто не может умереть ни раньше, ни позже времени, но только именно тогда, когда он все сделал, что мог в данное воплощение, так и ученик может быть принят или отослан Учителем только тогда, когда он готов. Перестроить ход всего своего организма - задача для ученика непосильная. Но приготовить в своем организме те или иные основные пути и иметь возможность выполнить те задачи, что дает ему Учитель, - это не что иное, как ежечасное, полное, бдительное внимание ко всем делам и встречам, вернее сказать, к тому поведению в полном самообладании, которое ученик проявил в них». К. Антарова "Две жизни"