Два разных выражения Иисуса на этой иконе выражают два разных взгляда: на мир Божественный и на мир людей
Среди
многочисленных христианских праздников мы можем встретить также и праздники в
честь икон. Хотя икона и является всего
лишь «живописным изображением богов или святых»,
она почитается церковью наравне с Богом.
Сознавая человеческую натуру и её склонность к сотворению идолов, Бог через
своих пророков предупреждал: «Твердо держите в душах ваших, что вы не
видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве
из среды огня, дабы вы не извратились и не сделали себе изваяний, изображений
какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо
скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает
под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения
какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты взглянув на небо и
увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельстился и не
поклонялсяим и не служил им, так как
Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь
(Бог),…, дабы вы были народом Его удела». (Вт 4:15-20)
Эти слова Моисея, помогают понять,
что для избранного народа не должно и не может существоватьникого поклонения другим богам кроме Бога Всевышнего. Поклонение иконе
является идолопоклонством, ибо вместо Бога невидимого идет поклонениевидимым изображениям, имеющим человеческий
образ. Праздники, утвержденные церковью относительно икон, чествуют плод рук
человеческих, освященный Богом. Ибоикона
обретает святость не потому, что она
свята изначально, а только лишь потому, что Бог сотворил это чудо. Ибо святость
неотъемлемое качество Бога и утверждается через Бога Святого (Ис 6:3).
В Новом Завете мы также
находим подтверждение словам Моисея, о том, что Богявляется невидимым глазу человеческому. Когда
Господь явился Савлу на пути в Дамаск, то «осиял» его «великий свет с неба» и
не видел он ничего кроме света, а только лишь слышал голос, который говорил с
ним.
В отличии от Ветхого Завета, можно видеть чтов Новом Завете, Бог исключил всякое посредничество между собой
и людьми и ныне Сам ведет Своих приверженцев. Благословение, которое он даровал
Израилю, стали теперь доступными всем, стали всеобщим достоянием. «Христос в
нас»(Кол 1:27) - вот главная мысль Евангелия.
Человек не понимая
истинной природы Бога, ищет Его во внешнем проявлении, тяготея к
идолопоклонству, он воздает молитвы святым и молится их образам, в то время как Бог находитсявнутри самого человека. Никакая икона не
сможет установить связь с этим Богом или заменить Его. Чтобы Господь пришел в
мир людей Его надо призывать. Имя Бога «Яхве», или «Я есмь сущий», или « Я ЕСМЬ
ТО ЧТО Я ЕСМЬ», или « Я здесь» является свидетельством того, что Господь всегда
с нами, Его власть и Его помощь всегда рядом. Иисус сказал: «Я есмь путь и
истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Благочестивый
человек с благодарностью осознает, что находится в присутствии Бога, уповая на
Его защиту и желая «насыщаться Его образом». Такой человек, не ищет иных
заступников или «кудесников», не поклоняется идолам, ибо он уже пробудился от
«духовного пьянства» и плена греха. Слово «пробудился», означает обратился к
Богу, очистился. Но пока человечество не пробудилось, оно как малое дитя будет
нуждаться в ярких образахнебесных
покровителей, тяготея к идолопоклонству.
В изначальном христианском
искусстве, которое известно как живопись катакомб проявлен символический
характер веры. Там не было изображений Христа, святых или разных событий
священной истории, как на иконе, а были выражены мысли о Христе и о церкви.
Ранние изображениявыражали «зрительное
ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что
мы им спасены».
Икона же несет
смысл богочеловека, раскрывая его образ,
через изображение библейских историй, которые по сути являются неким
символизмом. Икона, задуманная как форма визуализации, отображения невидимых
для человеческого глаза божественных образов, возникающих в сознании как воображение «эмоциональных» неподвижных
образов божества, скоро стала во многих
местах превращатьсяв предмет
поклонения. Иконопоклонение и есть идолопоклонство. Ибо как культ святых и
почитание мощей, икона превратилась в самоцель, за которой уже не видят Бога, и
поклоняются ей вместо Бога, что и выявляет характер язычества. И сегодня мы
видим, что очень часто люди идут в храм поклоняться мощам святых, их ликам,
забывая об истинной природе их святости, о Боге.
Почитая чудотворные
иконы, необходимо помнить, что за каждой иконой стоит Бог Отец/ Мать, который
явил свой образ и свое заступничество в каждой конкретной ситуации. Поэтому нужно
праздновать не день какой-либо иконы, но
почитать Бога Отца/Божественную Мать в каждом из этих дней, воздавая хвалы и
благодарности за Его Милость.
«Папа Григорий
Великий (7в.) заявил, что живопись для неграмотного, то же что письменный текст
для умеющего читать. Это дало огромный импульс к признанию к созданию
произведений искусства, с тем лишь условием, чтобы сюжет толковался
ясно и доступно во избежание впадения в идолопоклонство и язычество».
Точно также мы должны помнить, что между иконопоклонением и идолослужением
очень тонкая грань, о которой необходимо помнить. Священные иконы, излучают
духовную правду Бога и сближают с Ним верующих, если размышлять над их
содержанием.
В одной из диктовок
возлюбленный Эль Мория объяснял, для чего необходимо использовать лики святых : «Через
свой лик я посылаю вам свои лучи, чтобы вы увидели и почувствовали силу воли
Бога. Ибо мое послание синего огня должно пронзить ваши сердца, готовые к
изменениям».
Отсюда мы можем понять, что
лики святых, как и иконы это фокусы, проводники света, через которые Бог
посылает нам Свой Свет и через нашу веру дает нам познать Себя, укрепляет нас вбольшей вере и благословляет нас на победу во
Христе.
В Библии описаны
всевозможные способы изображения божества, против которых выступал Господь,
предостерегая людей не уходить в идолопоклонство. Внешнее изображение уводит
человека от понимания истинного Бога, которого нужно искать внутри своего
сердца.
Моисей учил народ израильский не поклоняться кому-либо из людей, и не
создавать себе божеств, подобно язычникам, и не прославлять ни кого в четырех
планах материи, ибо Господь не желаетдавать «славы Своей иному и хвалы Своей истуканам»(Ис 42:8) под
страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить
идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5). В котором, согласно Библии, процветало
идолопоклонство и поклонение чувственным культам плодородия. «
Идол в мире ничего .., и нет иного Бога, кроме Единого», - говорил
Павел.Поэтому поклонение иным богам,
есть противное в глазах Бога.
Под идолопоклонством следует понимать гораздо большее, чем просто почитание
языческих божеств, ибо в Евангелие к Ефесянам сказано, что идолослужением
является также и «сквернословие и
пустословие и смехотворство»,и
каждый «блудник или нечистый, или любостяжатель, также есть идолослужитель,
который Царства Божия не наследует.
В 1 Царстве, Самуил говорит, что непокорность гласу Господа, есть такой же
грех, что и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство»
«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой
пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому
будут посрамлены» (Ис 44:9)
Бог учит и наставляет через пророков, уравнивая
идолослужение с прелюбодеянием, развратом и блудом.
Э.К.Профет в лекции « Как стать учеником
Святого Духа» говорит: «Заповедь первая: да не будет у тебя других Богов
пред лицом моим. Она кажется очень
простой, но это далеко не так. В действительности, и мы, и дети Израилевы, и
большинство людей на этой планете, являются идолопоклонническим поколением. У
нас есть идолы. Мы делаем идолов из самих себя и из других людей. Говорю вам:
изгоните своих идолов, и поклоняйтесь Богу живому, могущественному Я ЕСМЬ
Присутствию. Слушай Израиль: Господь Бог наш - Господь един есть, и только ему
служи. Мы думаем, что у нас нет идолов, но когда наши идолы падают с
постамента, очень часто вместе с ними падаем и мы. Мы поклоняемся собственному
Я, и другим людям, мы поклоняемся своему человеческому эго. Мы боготворим
каждую черточку в себе и в других людях. С этим необходимо покончить. Ведь
каждый раз, когда мы поступаем подобным образом, мы нарушаем первую заповедь,
оттесняя Бога на второй план. Иными словами говоря: сперва я, потом ты, Бог. Не
поклоняйтесь плоти, личности, но концентрируйте свое внимание на Боге, живущем
в вашем храме, Боге, что живет в вас. Поклоняйтесь этому единому Богу, который
помещает свой огонь, себя, часть за частью в сердца своих сыновей и дочерей.
Посему, раскрывайте божественный потенциал в каждом, кого встречаете. Служите
только Богу, и успех будет сопутствовать вам и потомкам вашим. Такова первая
заповедь. Отмечайте в себе признаки идолопоклонства, мысли о том, как
замечательны человеческие существа. Избавьтесь от этих мыслей, воздавайте хвалу
Богу, живущему в данном человеке, но не поклоняйтесь пустой оболочке».