Фиолетовое пламя.
Воскресенье, 24.11.2024, 04:22
РАЗДЕЛЫ
Мудрость Владык через Рерихов [10]
Мудрость Владык через Блаватскую [13]
МУДРОСТЬ ВЕКОВ [21]
ФОРМА ВХОДА
БИБЛИЯ ОНЛАЙН
Библия
ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ
ПОИСК ПО САЙТУ
СЕГОДНЯ
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
  • МЫСЛЕФОРМА НА 2024 год
  • ПУБЛИКАЦИИ МЕСЯЦА
  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ САЙТЫ
  • СОЛНЕЧНЫЕ АНГЕЛЫ ГАЛИНЫ ЧУВИЛЯЕВОЙ
  • АНТАХКАРАНА САЙТА
    СТАТИСТИКА
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0
    НАШИ САЙТЫ
  • АШРАМ ЭЛЬ МОРИИ
  • В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ!
  • КРАСОТА СПАСЕТ МИР
  • ПУТЬ К ИСЦЕЛЕНИЮ
  • СОЗДАТЬ САЙТ
    Создать свой сайт ПРОСТО


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » Статьи » Мудрость Владык через учителей Агни » Мудрость Владык через Рерихов [ Добавить статью ]

    ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ

    СЛОВО НА ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

    сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут

    Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры.
    Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному со­зиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед об­разом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его.
    Ориген заповедал: «Глазами сердца смотри». Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который в пламенной Ча­ше вознес заповедь сострадания и любви?
    Преподобный Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются». Этими со-ангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеуголь­ный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания.
    Имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитате­лям Великого Духа. Было ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и вневозносящая духов­ная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не ме­чом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати.
    Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного? Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощенное мраком время всюду возносятся све­точи храмов и часовен во Имя Преподобного. В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Амери­ке имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освя­тить часовню Св.Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовен и хра­мов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу. Огромное ко­личество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всю­ду благовестит это непобедимое Имя.
    Больше того, когда вам приходится встречать людей близких в духе, рано или поздно, но безошибочно вы узнаете от них, что у кого в сердце, а у кого и в образе носится это священное Имя, так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти к светло­му завтра.
    Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддисатвою, евреи — Израилем, а индусы — Ма­хатмою.
    Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого Сергия. И пла­менны были видения Ему Владычицы!
    Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Пре­подобного. Это великое познание, редко сходящая благодать на­всегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезна­нии. «Преподобный знает» — так запомнил народ. «Преподобный знает, когда явиться» — «Преподобный знает, когда помочь» — «Преподобный знает, чье сердце доступно благодати» — «Препо­добный знает, где нет неверия и предательства» — «Преподобный знает, где искренний дар».
    Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасе­ние общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное или невольное!
    В осознании прекрасной благодати только и мыслимо схожде­ние. Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Води­теля, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Да поможет нам Преподоб­ный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых вели­ких трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных, во всей своей невыразимости условным языком че­ловеческим, но по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и язык сердца.
    В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдемся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету.
    Свет один, так же, как и тьма одна, и при внесении света тьма рассеивается.
    Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому еди­ному Свету.

    Февраль, 1931 г.
    Гималаи

    Н.К. Рерих. Держава Света


    ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ

    Слово Н.К. Рериха, произнесенное им в Нью-Йорке
    после лекции Г.Д. Гребенщикова о Св. Сергии

    Передо мною встают два воспоминания, воскрешающие имя Преподобного Сергия. Одно уже давнишнее, а другое — всего три года тому назад.
    Одно относится к покойному проф. Ключевскому. На Моск­ве1, в очень просвещенном доме, просили Ключевского прочесть лекцию о просвещении. К радости многих и изумлению некоторых Ключевский начал читать о Преподобном Сергии. Он создал об­лик истинного подвижника и предпослал своей лекции очень про­стую мысль: «Мы, историки, должны быть очень честны. Мы дол­жны уметь подходить к фактам без всякой предубежденности, так, как они есть». И вот, во имя непредубежденности, он обрисовал необыкновенного, неустанного труда облик Преподобного, так близкий всем, такой просветленный, близкий всему будущему. Ключевский закончил свою лекцию о Преподобном Сергии слова­ми: «Он знал лучше других».
    Другое воспоминание относится к нашей экспедиции, когда мы в 1926 году проходили алтайские села, на север и на юг от Бе­лухи и китайский Алтай. Всюду разбросаны старообрядческие се­ла, очень древние, в которых и по сей час сохранилась самая нео­быкновенная жизнь. Я представляю себе избу, в которой мы оста­новились. На стене написана красной краской большая чаша. Пи­сала ее тетка Алена. Тут она одна занимается в селе живописным рукоделием. Она и целебными травами лечит в деревне. Она зна­ет, что такое на стене.
    — Чашу кто написал?
    — Да ведь ты знаешь, я одна занимаюсь. Да, известно, чаша самая лучшая.
    На той же стене виден пожелтелый квадрат от висевшей ико­ны.
    — А где же икона?
    — А угодник под спудом.
    — А когда он выйдет?
    — Вовремя.
    И приносит нам она несколько старинных икон. Стараюсь ра­зобрать. На одной из них уже стертое временем изображение.
    — А это кто?
    — Как? Преподобного не узнал? Ведь это Сам.
    — Да кто Сам?
    — Да известно — кому русская земля поручена — Сергий.
    — А когда же поручена русская земля?
    — Изначала.
    — Да на какое же время?
    — А на все будущее.
    — А когда же оно наступит?
    — А это Ему лучше знать.
    Опять то же самое, когда на Москве говорил Ключевский: «Он лучше знал». И темной белухской теткой Аленой говорилось — «А это Ему лучше знать»...
    И вот в этом «знать» не заключается ли нечто необыкновен­ное, предугаданное, нечто необычайно убедительное. Преподобно­му приписывалось и сверху и снизу то же понятие «знать», знать тот свет, который сужден, к которому так или иначе человечество приходит и придет.
    И не удивительно ли, что здесь, собираясь для Сибирской группы, как бы во имя Сибири, мы вспоминаем Того и приходим опять неминуемо к Тому, кто лучше знал и кто лучше знает. Он связан с, таким огромным понятием и пониманием. Конечно, Он и в Сибири это свое знание воплотил необыкновенно. Почему о Нем знают? Потому, что Он «знает».
    Ему приписывают величайшую мудрость знания.
    Не будем удивляться, что Сибирская группа как бы будет связана с именем Преподобного Сергия — во имя великих знаний и великих возможностей, которые заложены в великих пространст­вах Сибири, во имя того Света, который ей сужден.
    Та же Алена рассказывала высокого значения предание, что Преподобный будто говорил: «А когда придет время, то и сани без коней побегут».
    В этом мелькает знание, непреоборимое тяготение к истинно­му Свету, и во имя этого истинного Света позвольте вас приветст­вовать и видеть в вас истинных друзей того же знания и того же Света.

    7 марта 1930 г.

    Рериховский вестник.
    Санкт-Петербург — Извара —
    Барнаул — Горно-Алтайск,
    1992, янв. — дек.


    1. Москва-река (ред.).


    СВЕТ НЕУГАСИМЫЙ

    «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князи Дмитрии; второе — при Минине; третье — те­перь».
    Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к великому предстателю и молитвен­нику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: «Дан­ный России Воевода». Во славословии Преподобному Он называет­ся Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложен­ные Высокими Иерархами Церкви Православной.
    Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Препо­добный Сергий Радонежский является крепким прибежищем рус­ского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописа­ния Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чуде­сах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.
    Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.
    Радостно узнать, что предполагавшееся общество имени Преподобного Сергия уже состоялось. Значит, среди множества хра­мов-светильников Преподобного зажглась еще одна сердечная лам­пада и состоялся еще один священный очаг, к которому сойдутся дозоры, взыскующие правды. Перед этим светильником пусть за­будут люди все распри и разъединения. Невместно и неприлично русским людям дозволять силам темным разлагать и разъединять. Невместно перед Святым Ликом клеветать и лжесвидетельство­вать. Невместно исполняться страхом и сомнением там, где горит правда Христова, вознесенная Священным Воеводою земли рус­ской Преподобным Сергием.
    Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины. Да поможет Великий Предстатель перед Христом Господом. Да пошлет Великий строитель Свято-Троицких Лавр сердечную кре­пость на преодоление сил тьмы, злых безбожников и разрушите­лей добра!
    Радостно слышать, что в нашей часовне Преподобного Сергия уже совершаются Богослужения, объединяющие русские силы. Ве­рю, что всякие колебания и стыдные сомнения отпадут перед Ли­ком Христовым, перед иконою Преподобного Сергия, просветит Преподобный Воевода земли русской сердца народа, чтобы бодро и радостно, несмотря на все трудности, сошлись бы те, в ком горит сердечная лампада Света Неугасимого.
    Шлю мой искренний поклон всем сходящимся в часовне Пре­подобного Сергия и знаю, что это великое Богоданное Имя соеди­нит сердца верных сынов отчизны.
    «Преподобный Сергий, Светлый Воевода земли русской, моли Бога о нас. Аминь».
    Так недавно было приветствовано новое общество при музее в Нью-Йорке, которое будет собираться в часовне имени Преподоб­ного. Не успело это приветствие дойти до Нью-Йорка, как пол­учились сведения о вновь образовавшемся Духовном Содружестве имени Святого Сергия Радонежского в Шанхае.
    Приведем газетную заметку ко дню основания этого содружества. В ней приводится прекрасное напутствие, сказанное настоя­телем молитвенного дома о. С.Бородиным.
    «В четверг 15 ноября в Воскресенском молитвенном доме состоялся молебен Св.Сергию Радонежскому, устроенный инициа­тивной группой по сооружению киота иконы Преподобному.
    Настоятель молитвенного дома о. С.Бородин после окончания молебна обратился к инициаторам с пламенным словом, в котором сказал:
    «Пусть растет в числе содружество ваше, преданных сынов Православной нашей веры и Родины. Ваша вера и убежденность, ваша твердость, ваша борьба за правду, в конце концов, победят злобу и ложь, заставят раскрыть глаза многих, и Господь по мо­литвам Святого Преподобного Сергия низведет нам свет и прав­ду и силу страдалицы Родины. Как свет полудня, придет пред Лицом Божиим молитва наша, и могуществом мощи своей он сохранит и соберет нас. Пусть же для нас в этот час моления не закроется источник надежды и бодрости, пусть далеко отойдет дух расслабляющего уныния, пусть не поколеблется в нас уве­ренность и наша верность Богу, Церкви и страждущей Родине. Смелее и смелее будем мы возглашать наше исповедание. Глуб­же и глубже будем мы проникаться верою и правдою наших убеждений, освященных Церковью, преданиями родной старины и кровью пострадавших за нее отцов и братьев, бесчисленных героев долга!
    Да будет честь и слава стоящим на страже долга борцам за святое [святых] нашей Родины!
    Всегда памятуйте и знайте, что там, где не слушают Христа и основанной им Церкви, там воцаряется дьявол; там, где искореня­ют пшеницу, вырастают плевела. Итак, с Богом на работу. Аминь!»
    После молебна инициаторы содружества имени Св.Сергия просили о. С.Бородина исходатайствовать благословение епи­скопа на организацию духовного кружка имени Св.Сергия Ра­донежского при Бродвейской Церкви, который во главу своей духовной деятельности ставит себе задачу разъяснений и пропаганду среди русских людей духа деятельности и значения для России Преподобного, не раз выводившего нашу Родину из не­минуемой гибели.
    Кроме того, содружество ставит себе задачей помощь Право­славным Церквям в Шанхае, сооружение икон Преподобного Сер­гия и принимать участие в постройке собора.
    Также приведем из радиопередачи «Вождь Духа» следующие отрывки:
    «Но нельзя зажечь пламени Знания без внутреннего чувства Бога; нельзя, не приобщившись к сокровенным истокам тайноведения, создавать новые духовные ценности. Поэтому, чтобы ока­заться достойным принять участие в строительной работе возрож­дения нашей Родины — сначала нужно внутренне подготовить се­бя к ней — преобразить душу, убрать обитель сердца. Твердо ид­ти за мерцающим светильником Истины, упорно работать над сво­им духовным развитием. Последнее мы считаем особенно важным, ибо оно и является в наших глазах высшей ступенью Знания...
    Совершалось чудесное национальное обновление и великий духовный подъем. Если мы пойдем к источнику этой благодати, то всегда найдем его в тенистых рощах Радонежа, в келье векового духовного вождя русского народа, Святого и Преподобного Сергия Радонежского.
    Историк Ключевский, человек, озаренный зорким духовным зрением в судьбу нашего народа, писал: «Русская государствен­ность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет го­реть лампада».
    Мы уже упомянули, как в самые страшные моменты русской истории чудесное заступничество Преподобного спасало наш на­род. Вспомним историю борьбы Дмитрия Донского, на котором бы­ло благословение Преподобного Сергия и который был осиян его творческим и дерзновенным духом. Вспомним времена смутного времени, когда настойчивые и повторные видения Преподобного простым русским людям и посадскому мещанину Минину вывели их на великое служение своей стране. Все великие акты Русской истории совершались под Знаменем Преподобного. Не видеть это­го — значит иметь закрытые глаза.
    Так и теперь, в эпоху разгула темных сил, первым этапом служения под знаменем Преподобного будет ясное осознание в на­ших сердцах Его как Водителя и Заступника перед Престолом Всевышнего. Уже сейчас начинают создаваться в разных местах нашего рассеяния часовни и алтари во имя Преподобного Сергия, и это радостное явление нужно расширить, нужно везде и всюду, где позволят обстоятельства, водружать его Образ и возжигать лампаду Света.
    На протяжении истории русский народ всегда уповал на Преподобного и полагал на него свою волю и говаривал: «Преподобный знает, Преподобный сделает». От нас же самих нужен лишь духовный молитвенный подвиг, напряженность жертвенного горе­ния и дерзаний к победе, и чтобы наши молитвы были услышаны им, очистить свои умы от грязных и злых мыслей, дабы мы во­истину могли представлять из себя в его руках искусное оружие, могущее разить врага и на расстоянии.
    Уже есть указания на то, что Преподобный Сергий начал но­вое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного Сергия разным русским лицам. Эта молва уже гудит по России; ее отзвуки появляются в виде сообщений в русских газетах за рубежом. Мы иногда их сами читаем, а прочи­тавши наряду с очередным отчетом о состоявшемся бале или фут­больном состязании — забываем и в худшем случае — не верим. О, если бы мы могли все поверить этой радостной вести, мы знали бы, что час восхода Солнца земли нашей — близок».
    Можно бы привести и многое другое прекрасное из этой речи, которое прозвучало далеко по миру и наверно достигло многих слушателей прилежных. Светло звучали близкие всем нам заклю­чительные слова: «Отче Сергий, дивный, с Тобой идем, с Тобой и победим».
    Сама по себе идея такой радиопередачи, поистине, и прекрасна и как нельзя более своевременна. Газеты, книги, речи достиг­нут одних, но в радиопередаче всегда заключается возможность, что где-то за пределами этих газет и речей кто-то совсем неожи­данный услышит светлый сердечный зов. Где-то совсем новое сер­дце затрепещет от прикосновения слова истины.
    Не скрываем от себя, что именно сейчас темные силы особен­но ополчаются против Священного русского Имени Святого Сергия. И прямыми нападениями, и в очень хитросплетенных косвен­ных шептаниях темные силы пытаются воспрепятствовать несом­ненно нарастающему почитанию Имени Святого Сергия. В самых неожиданных концах мира Имя духовного Вождя русского вспы­хивает мощно. Ведь не только соображениями, но ведением сердца знает народ, чему приходят сроки.
    Никакой холод, никакие отрицания, никакая затхлость не мо­гут преградить путь высокого Света.
    Содружества имени Преподобного Сергия растут многообраз­но. Иногда они многочисленны по составу, иногда же они пред­ставляют из себя малые, но сплоченные добром ячейки. Если люди хотят собраться во имя добра, почитая Имя Великого Све­тильника земли русской, то даже самое заскорузлое шерстяное сердце и то не может препятствовать этому несению блага. Иногда слышались упреки в том, что хотя многие и много гово­рят о вере, но не так часто исповедуют ее делами, внесением в жизнь.
    И вот происходит еще одно такое действенное исповедание. Казалось бы, тому можно лишь радоваться. Можно лишь привет­ствовать устои, противоборствующие всякому разложению и раз­рушению. Только темные изуверы могут жить отрицанием, изгна­нием и поруганием.
    Помню, как слезно благословил изображение Преподобного Сергия покойный митрополит Платон и, окропляя, залил у него на столе лежавшие бумаги. «Подумают, что и это слезы», — ска­зал Владыко. Уже близкий к кончине, он особенно сердечно тре­петал на все молитвенное и строительное. Он же заповедал: «Рас­сылайте, широко рассылайте изображения Преподобного Сергия». О том же изображении из Югославии благословлял и митрополит Антоний. О том же благославлял и митрополит Евлогий. Столпы веры знают Устремления. Они будут рады слышать о нарастании содружеств Преподобного Сергия.
    Издалека приходят вести о многих явлениях Преподобного. Народ их не только знает, не только почитает их, но и понимает всю срочность происходящего.
    Итак, пошлем всем содружествам мысли о преуспеянии и еще раз порадуемся, что само пространство, насыщаемое радиоволна­ми, звенит во благо Имени Преподобного Сергия.

    30 декабря 1934 г.
    Пекин

    Н.К. Рерих. Листы дневника, том I.



    Категория: Мудрость Владык через Рерихов | Добавил: VioletFlame (08.10.2011)
    Просмотров: 2599 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    ComForm">
    avatar
    Copyright MyCorp © 2024