Навруз –
Новый День21 марта26 марта - день духовного рождения
Заратуштры.
«... словно Солнце небесных высот, Сиял повелитель прославленный тот. Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Джамшида, осыпав алмазным дождем, Назвали тот радостный день Новым днем. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли».
Навруз - не только начало
года, это время, когда проигрывается мистерия начала начал, творения и конца
этого мираВесенний новогодний праздник равноденствия — Навруз, зародившись в Хорасане
(историческая область на северо-востоке Ирана) более 3000 лет назад, почти
одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным
странам.
Корни Навруза уходят в Заротоастризм. По древнему обычаю, до наступления
Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться
с долгами.
Этот
праздник открывает двери года и очень важен с «космической» точки зрения.
Лунный день и день недели, на которые он выпадает, накладывают отпечаток на
весь грядущий год. Празднование Навруза длится 10 дней, заканчиваясь вечером 30
марта. Центр праздника приходится на 26 марта - день духовного рождения
Заратуштры. Именно в этот день ему явились Воху-Ман и
Сраоша с посланием Ахура-Мазды (Хормазда), где говорилось, что Заратуштра
должен стать великим пророком, что Душа его была предвечна и в течение всего
периода осквернения его Духовное Тело осталось нетленным, к нему ни разу не
подобралось зло. Заратуштра обрел Откровение и стал первым Саошиантом. (Подробнее о Заратустре ....) ПРАЗДНОВАНИЕ НАВРУЗ Первый
день праздника (с восхода 21 марта) посвящен Первым Фравашам и первочеловеку
Гайомарту. Фраваши - в зороастрийском пантеоне
название Душ Благих Предков, а иногда и Душ всего сущего. Вот что говорится в
«Бундахишне»: «По завершении своего духовного и материального творения Хормазд
был готов к предстоящей борьбе. В то же самое время в невидимом мире были
сотворены души, или Фраваши всех людей. И Хормазд знал, что только если они
согласятся спуститься на землю, чтобы вести борьбу, ему будет обеспечена
конечная победа. Итак, Хормазд созвал совет с сознанием и Фравашами людей и
вдохнул в них всеведующую мудрость, говоря: «Что
кажется вам более подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму, и, будучи
воплощены, вы станете бороться с ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы
воскресили вас, целостных и бессмертных, и восстановили в материальной форме, и
чтобы навечно вы стали бессмертными, не стареющими и не имеющими врагов; или
же, чтобы все время вас приходилось охранять от Врага?» И Фраваши
людей, благодаря всеведущей мудрости, увидели, что в этом мире им придется
страдать от Лжи и Ахримана, но зато в конце, который наступит в последнем Теле,
они будут воскрешены свободными от вражды Ахримана, целостными и бессмертными,
навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир». Во второй день поминают его потомков - Машие и Машиане, первых
мужчину и женщину, а также "золотой век" человечества. Третий день связан с
размышлениями об обольщении Машианы, первичном грехопадении человека и о
возможности восстановления изначальной гармонии с помощью Изедов. Четвертый день посвящен эпохе
Древних Царей, Кави,
обладавших царской хварной и правивших землей, преображая ее и делая
процветающей. Пятый день - время поминания
богатырей и героев,
боровшихся со змеями, дэвами, злодеями, и предков, оказавших помощь в этой
борьбе. Шестой день связан с миссией
Заратуштры. Именно в
этот день ему явились Воху-Ман и Сраоша с посланием Ахура-Мазды (Хормазда), где
говорилось, что Заратуштра должен стать великим пророком, что Душа его была
предвечна и в течение всего периода осквернения его Духовное Тело осталось
нетленным, к нему ни разу не подобралось зло. Заратуштра обрел Откровение и
стал первым Саошиантом.
Седьмой день посвящен второму
Саошианту - Христу. Это
день укрепления христианского эгрегора, его миссии. Восьмой день связан с будущим
Спасителем, что
придет в эпоху Водолея и принесет на Землю отделение Света от Тьмы. В этот день
зороастрийцы вопрошают о будущем. Девятый день провозглашает
приход последнего, четвертого Соашианта, Искупителя, Фрашегирд (Страшный Суд),
изгнание Ангро-Манью с Земли и обретение Последнего бессмертного тела,
завершение миссии Фравашей как руководителей спасения человечества. Десятый день - прощание с праздником,
подведение итогов развития мира и людей, объединение человечества в одну семью. УГОЩЕНИЕ
На праздничный стол выкладывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса,
кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов,
наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из
пророщенных ростков пшеницы.
|