8 мая — День Белого Лотоса**
12 августа — День рождения Е.П.Блаватской
БЛАВАТСКАЯ
ЕЛЕНА ПЕТРОВНА - основательница Теософского
общества, созданного в Нью-Йорке в 1875 году под руководством Махатм Эль Мория
и Кут Хуми. (1831 −1891) Елена Петровна Блаватская была
женщиной, которая так или иначе привлекала внимание окружающих по всему земному
шару и «заставляла говорить о ней и спорить, защищать или осуждать её характер
и побуждения, биться за её дело или яростно противостоять ему». Смерть же
Е.П.Блаватской «вызвала такой шквал телеграмм между двумя континентами, словно
почил какой-нибудь император, — такая женщина должна быть и вправду личностью
выдающейся» [].
Елена
Петровна Блаватская родилась в ночь на 12 августа
(по старому стилю 31 июля) 1831 года в Екатеринославе (ныне —
Днепропетровск). Елена Петровна происходила из русской аристократической
семьи, о которой никогда не любила говорить. Еще девочкой
Елена поражала своих близких не только шалостями, но оригинальными выходками,
несвойственными другим детям, и прямодушными речами. Она часто вставала и
ходила во сне и, не просыпаясь, с широко открытыми глазами, произносила целые
речи, рассказывала сказки и пела песни, могла считывать информацию с любого
места и любого предмета.
«Она слышала голос каждой формы, каждого тела, органического и неорганического;
и уверяла, что сознание и жизнь присущи не только определённым таинственным
силам, видимым и слышимым ей одной там, где другие не находили ничего, кроме
пустоты, ни даже зримым, но неодушевлённым предметам, таким как галька, плесень
и фосфоресцирующие гнилушки». Елена Петровна с детства была очень способной к
наукам, и быстро перерастала своих
учителей. Ей пророчили большое будущее и
оно состоялось. О Е.П.
Блаватской стали говорить как о «всесторонне образованной женщине, отвечающей
идеалу эпохи Возрождения»: «Она была
учёным, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем, и
прежде всего — неутомимой воительницей света... Следуя зову истины и идеалам
всеобщего братства, Е.П. Блаватская нажила себе немало врагов и
недоброжелателей. Пожалуй, никому в девятнадцатом веке не удалось столь изрядно
пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального
снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли её именно в том,
против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором
Гаргантюа» [].
«Несмотря на огромные знания и талант, в ней не было и следа от менторского
высокомерия, в ней жила простая душа ребёнка...» []. Чарлз Джонстон, писатель и
переводчик с санскрита, преподававший в Колумбийском университете (Нью-Йорк),
вспоминал о ней так: «Моё самое
первое впечатление о г-же Блаватской — это мощь и масштабность её
индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы
Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, которое
возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично
попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей
реальности, поистине неистощимого запаса прочности, — это был дух, прошедший
горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь
доминирующее ощущение мощи, проступали её огромная нежность и доброта,
неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться
служению людям» [].
Жизнь
Блаватской была богата на события и на встречи с интересными людьми.
У Е.П.Б. было немало друзей в научном мире таких как: американский изобретатель
Томас Эдисон, ведущий химик и физик XIX века сэр Уильям Крукс, знаменитый
французский астроном Камиль Фламмарион, американский философ Уильям Джеймс и
генерал-майор Эбнер Даблдей, герой Гражданской войны в США и создатель
бейсбола, поэт Уильям Батлер Йейтс, которые позже все стали членами Теософского
Общества. Многие
ученые и философы XX века, такие, как Юнг, Маслоу, Шолем, Элиаде,
Адо, Эйнштейн были очень сильно заинтересованы в ее опубликованных идеях
и исследовательских замыслах Блаватской. По словам племянницы
Эйнштейна, «Тайная Доктрина» всегда лежала на столе великого физика [] Елена
Петровна объехала чуть ли не весь мир, посетила все материки, и даже претерпела два серьезных кораблекрушения. Во
время этих поездок Елена Петровна готовилась к своей миссии, под руководством Владыки
М.. Она собирала материалы о всемирных религиях и вероисповеданиях, искала и
находила общение с представителями древних народов, изучала духовные практики, в том числе магию и
вуду. Блаватская
участвовала в сражениях за освобождение Италии под знаменами
Гарибальди и получила в боях тяжелые ранения. Несколько раз она оказывалась
между жизнью и смертью, но была спасена Учителем. Она прошла трехлетнее
обучение на Тибете, где получила удивительные познания, являясь ученицей
Великих Учителей Мудрости — Махатм. По возращении в «западный
мир», Е. П. Б. написала книги о давно забытых учениях и вновь рассказала
о существовании Братства Мудрецов, хранителей этих учений. Блаватская стала основательницей Теософского общества, созданного в
Нью-Йорке в 1875 году. Е.П.Б. прибыла в Соединённые Штаты в 1873 году и спустя
пять лет получила гражданство. Другими двумя основателями Общества были
полковник Генри Стил Олкотт, который стал президентом ТО, и Уильям Куон Джадж. Е.П.Б.
никогда не занимала высшую должность в административном руководстве ТО, в
течение десяти лет оставаясь на более скромном посту секретаря-корреспондента. Цели
Теософского Общества сегодня воспринимаются как вполне естественные, но в
викторианскую эпоху это было нечто неслыханное. Их три: 1. Создание
ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола,
касты или цвета кожи; 2. Изучение
древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости
такого изучения; 3. Исследование
необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке. Частью
практического осуществления третьей цели стали оккультные феномены, которые
Е.П.Б. демонстрировала отдельным своим ученикам в процессе объяснения законов
природы, ещё неизвестных западной науке. Она производила феномены по
собственной воле, в полном сознании и средь бела дня, что в корне отличается от
обычной медиумической практики. Герберт Уэллс
как-то писал, что его всегда поражали феномены, совершаемые «Магометом, йогами
и госпожой Блаватской... Здесь мы соприкасаемся с законом более глубинным, чем
общеизвестные законы природы» []. Но в декабре 1885 года в Лондоне Обществом психических
исследований Е. П. Блаватская была подвергнута
обвинению, в котором говорилось,
что г-жа Блаватская «заслуживает того, чтобы навсегда войти в историю в
качестве одной из самых искусных, изобретательных и интересных мошенниц» [].
Целый век этот
вердикт кочевал по книгам, энциклопедиям и средствам массовой информации — повсюду,
где только заходила речь о её жизни и деятельности. В этой связи особенно
показательно, что в 1986 году, через сто лет после появления отчёта Ходжсона,
не кто иной, как само ОПИ выпустило пресскоммюнике, предназначенное для газет и
ведущих журналов Великобритании, Канады и Соединённых Штатов Америки. Оно
открывается словами: СОГЛАСНО
НОВЕЙШИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, ГОСПОЖА БЛАВАТСКАЯ, СООСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО
ОБЩЕСТВА, БЫЛА ОСУЖДЕНА НЕСПРАВЕДЛИВО Вот выдержка из
заключения Вернона Харрисона: «По мере тщательного изучения
этого отчёта становится всё более очевидным, что в то время как Ходжсон... был
готов воспользоваться любыми, даже самыми незначительными или сомнительными
свидетельствами, компрометирующими Е.П.Б., он проигнорировал всё, что могло
говорить в её пользу. Его отчёт пестрит тенденциозными утверждениями,
предположениями, преподносимыми как факт или возможный факт, неподтвержденными
показаниями безымянных свидетелей, предвзятым отбором свидетельств и
откровенной ложью» [].
Харрисон
добавляет: «Я прошу у неё прощения за то, что нам потребовалось сто лет для подтверждения
правоты этих слов» [].
Главный труд Е.П.Б. «Тайная Доктрина», который является
«синтезом науки, религии и философии» не был дописан. Виной тому несправедливое
обвинение, предательство ее ближайших
сотрудников и бездна человеческой неблагодарности, мерзости и невежественнная
гнустность, которые обрушилась на нее. «Каждое её действие или слово встречалось в
штыки, особенно когда она имела смелость бросить вызов наиболее укоренившимся
интеллектуальным ортодоксиям своего времени... Но даже теперь люди, не
прочитавшие ни единой её строчки, твёрдо убеждены, что она была обманщица и
чудачка... Редко вспоминают о том, что после выхода в свет "Происхождения
видов" Е.П.Б. была первой, кто энергично отстаивал главенство
трансфизического элемента в процессе эволюции, вопреки растущему признанию
дарвинизма». Оценивая
значение Блаватской с позиций сегодняшнего дня, можно сказать что «даже с
учётом всей критики, направленной против неё, Е.П.Б. предстаёт как один из
оригинальнейших талантов нашего времени... И прежде всего, она принадлежит к
числу современных психологов-новаторов визионерского типа» []. Сегодня все
работы Е.П.Б. все также пользуются спросом. Её сочинения переведены на все
европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский,
японский, вьетнамский и многие другие языки. И это вполне естественно, ибо по
духу Блаватская была скорее гражданином мира, нежели какой-то одной страны. В России книги
Блаватской долгое время были под запретом и в том, что сегодня столько людей в
России интересуются трудами и учением Е.П. Блаватской, большая заслуга семьи Рерихов, очень многое сделавших для
популяризации наследия Е.П.Б. Полвека спустя Николай Рерих
писал: «Чрезвычайно
приятно видеть, что... имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой
соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположенницы
провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам
научиться ценить истинные сокровища... Будет
время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси»[].
* Е.П.Б.
называли «Сфинксом девятнадцатого века», и знаменитую фотографию, на которой
она правой рукой подпирает подбородок, а глаза её пронизывают вас насквозь,
тоже прозвали «Сфинксом». Фото Э.Реста, 1889г. ** День Белого Лотоса — День перехода Е.П.Блаватской.
Название это
придумал полковник Г.С.Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Блаватской в
Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.
В завещании от 31 января 1885 года Елена Петровна Блаватская просит друзей собираться ежегодно в день
её смерти и читать отрывки из поэмы «Свет Азии» Э. Арнолда, которого она очень высоко ценила, а также из
Бхагавадгиты.
Читайте также: Воплощение Е.П.Блаватской и ее духовный подвиг Космическая мощь Е. П. Блаватской
Николай Ререих - Елене Петровне Блаватской
Блаватская - Загадка Эпохи (видео)
Эпоха Майтрейи Сильвия Крэнстон «Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского общества»
Ross.
How an Agnostic Saw Her.// H.P.B.: In Memory...p.49,52.
|