Амалаки Экадаши –
20 марта (для 2024 года)
Выход из поста (для Москвы): 21 марта, 08:08–10:33
«… Каждый, соблюдающий священный Амалаки экадаши, несомненно достигнет высшей обители Господа Вишну, так велика награда за соблюдение этого святейшего дня поста". Васиштха Муни
Амалаки Экадаши — праздник, напоминающий о конечной цели жизненного пути любого человека.
Эка́даши (санскр. — «одиннадцать») — одиннадцатый день (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре. В индуизме и джайнизме дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи.
В эти дни последователи ведической культуры воздерживаются от зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Эти дни поста считаются святыми и помогут любой искренней душе, постичь мудрость Жизни.
Дни экадаши способствует также очищению на физическом, ментальном и духовном плане.
Празднование Амалаки Экадаши (Amalaki Ekadashi) — очень древняя традиция, которая берет начало с незапамятных времен. Она описана еще в Брахманда Пуране.
Происхождение экадаши
("Падма-пурана", 14 глава)
Однажды великий мудрец Джаимини Риши сказал своему духовному учителю: "О Гурудев! В прошлом по своей милости ты описал мне историю о славе Ганги, великие блага от поклонения Господу Вишну, от пожертвования зерна и воды в виде милостыни и величие, которого достигает человек, если он пьет воду, которой были омыты стопы брахмана. О лучший среди мудрецов, Шри Гурудев! Теперь в великом энтузиазме я горю желанием услышать о тех благах, которые получает человек, постясь на экадаши, и об истории появления экадаши".
Услышав эту просьбу от Джаимини Риши, Шрила Вйасадева преисполнился блаженства и ответил: "О святой брахман Джаймини! Результаты соблюдения экадаши могут быть в совершенстве описаны только Верховным Господом Нарайаной, потому что во всей полноте описать их способен только Он. В ответ на твой вопрос я дам тебе лишь очень краткое описание.
На заре творения, внутри этого материального мира, Верховный Господь создавал движущиеся и неподвижные живые существа. Одновременно, для того чтобы наказывать человеческий род, Он создал личность, чья форма была воплощением греха (Папапуруша). Все части тела этой личности были созданы из различных видов греховных действий.
Его голова была сделана из греха убийства брахмана,
его глаза произошли от греха опьянения,
его желудок - из греха убийства родственников,
его рот - из кражи золота,
пупок - из убийства подопечных,
уши - из незаконного секса с женой гуру (духовного учителя, наставника),
талия - из самопрославления,
нос - из убийства своей жены,
бёдра - из оскорбления гуру,
руки - из убийства коровы,
гениталии - от греха продажи своей дочери,
шея - из кражи накопленных богатств,
ягодицы - из разглашения сокровенных тайн,
грудь - из абортов,
стопы - из убийства собственного отца,
ребра - из отношений с чужой женой,
волосы - из менее значительных грехов.
Так было создано ужасное существо, олицетворяющее все греховные действия и пороки. Его тело было черного цвета, а глаза - желтые. Он приносил неизмеримые страдания греховным существам.
Увидев это олицетворение греха, Верховная Личность Бога - Шри Вишну, стал думать про себя так: "Я - творец счастья и несчастья для живых существ. Я - их хозяин, потому что Я создал эту личность, которая приносит несчастья всем нечестивым, лживым и греховным существам.
Теперь Я должен сотворить того, кто будет контролировать эту личность. Затем Господь Вишну создал личность Йамараджа и различные адские планетарные системы. Те живые существа, что очень греховны, после смерти посылаются к Йамараджу, который в свою очередь будет посылать их на страдания в те области ада, которые будут соответствовать совершенным ими грехам.
Устроив все таким образом, Господь на Гаруде отправился в жилище Йамараджа. Когда Йамарадж увидел, что прибыл Господь Вишну, он немедленно сделал Ему подношение и омыл Его стопы. Затем он усадил Его на золотой трон. Вдруг, Господь услышал очень громкий крик, доносившийся с Юга. Его удивил этот звук. Он спросил Йамараджа: "Кто издает такие громкие крики?"
Йамараджа ответил: "О, Господь! Различные живые существа с земных планетных систем пали в эти области ада, и от своих преступлений они ужасно страдают. Из-за своих дурных действий в прошлом они испытывают страдания, которые заставляют их страшно кричать".
Услышав эти слова, Верховный Господь отправился на Юг. Когда обитатели ада увидели, кто к ним пришел, они стали кричать еще громче. Сердце Господа исполнилось состраданием, и Он подумал про себя: "Я произвел всех этих потомков, и теперь они страдают из-за Меня".
Вйасадева продолжал: "О Джаимини, только послушай о том, что Верховный Господь сделал дальше. После того, как Всемилостивый Господь подумал обо всем этом, Он внезапно проявил из Себя неотличную от Себя форму Божества лунного дня экадаши". После этого, различные греховные живые существа начали соблюдать обет экадаши и очень быстро возвысились до духовной обители Господа - Вайкунтхи. О дитя мое, Джаимини, поэтому лунный день экадаши является неотличной формой Верховного Господа Вишну и Сверхдуши, пребывающей в сердце каждого живого существа. Шри Экадаши является наивысшей благочестивой деятельностью и лучшим среди всех обетов.
После появления Шри Экадаши, Папапуруша, который являлся олицетворением всей греховной деятельности, постепенно осознал влияние, которое имел этот пост. С сомнениями в сердце он приблизился к Господу Вишну и начал возносить множество молитв, которые удовлетворили Господа. Затем Господь решил дать ему благословение. "Какое благословение ты хочешь?" - спросил Он
Папапуруша ответил: "Я был создан Тобой, и через меня Ты задумал причинить страдания всем очень греховным существам.
Но сейчас, благодаря влиянию Шри Экадаши, я почти полностью разрушился. О, Повелитель! После моей смерти все Твои неотъемлемые частицы, которые приняли материальные тела, освободятся и вернутся на Вайкунтху. Если такое освобождение всех живых существ произойдет, тогда кто будет поддерживать Твою деятельность? Не останется никого, кто будет участвовать в играх на земных планетных системах! О Кешава! Если Ты хочешь, чтобы эти вечные игры продолжались, то, пожалуйста, спаси меня от Экадаши. Никакой вид благочестивой деятельности не способен обуздать меня. Никто, кроме Экадаши, которая является Твоей личной проявленной формой, не может воспрепятствовать мне. Из страха перед Шри Экадаши я спасался бегством и принимал прибежище среди людей, животных и насекомых, у гор и деревьев, у движущихся и неподвижных живых существ, в реках, океанах и лесах, на райских, земных и адских планетных системах, у полубогов и гандхарвов. Я не могу найти себе место, где я был бы свободен от страха перед Шри Экадаши. О, Хозяин, Ты - причина моего появления, поэтому, пожалуйста, укажи мне место, где я мог бы жить без страха".
Затем Вйасадева сказал Джаимини: "Произнеся это, Папапуруша упал к стопам Верховного Господа и стал плакать. Наблюдая за ним с улыбкой, Господь сказал: "О Папапуруша! Поднимись! Не скорби больше. Послушай, Я укажу тебе место, где ты можешь оставаться. На лунный день экадаши, который является благословением для всех трех миров, ты можешь принять прибежище в пище, приготовленной из зерновых. Теперь, нет причины больше беспокоиться об этом, поскольку Моя форма Шри Экадаши не будет больше преследовать тебя". Отдав распоряжение Папапуруше, Верховный Господь исчез, а Папапуруша вернулся к исполнению своей деятельности.
Поэтому те, кто серьезно настроен получить конечное духовное благо, никогда не должны есть зерновые на экадаши. Согласно наставлениям Господа Вишну все виды греха, какие только можно встретить в материальном мире, входят в это время в зерновые. Любой же, кто соблюдает экадаши, освобождается от всех грехов и никогда не попадает в ад. Если человек не следует экадаши, пребывая в иллюзии, он все равно считается наибольшим грешником. С каждым съеденным зерном или пищей из зерна, житель любой из земных планет получает эффект убийства миллиона брахманов. Абсолютно необходимо отказаться от приема в пищу зерновых на экадаши. Очень громко я повторяю вновь и вновь:
"Не ешьте зерновых на экадаши, не ешьте зерновых, не ешьте зерновых!"
Независимо от варны и ашрама, каждый должен следовать экадаша врате. Поступая так, будет достигнуто совершенство варн и ашрамов. При соблюдении экадаша, даже если это произошло в результате обмана, все грехи человека разрушаются, и он очень легко достигает высшей цели.
Правила соблюдения экадаши
Наилучший пост - это полное воздержание от еды и питья. Тот, для кого это невозможно, должен есть только пищу не содержащую зерна или бобовых и желательно один раз после полудня. Эта пища, называемая накта, т. е. ужин, должен состоять из корнеплодов, фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара (чела Господа Майтрейи сахар не едят) и овощей (кроме грибов). В экадаши, по возможности, нужно пить и есть не больше одного раза. Как говорит Шри Кришна Арджуне - тот, кто полностью постится в экадаши, получит всю награду, а тот, кто ест накту получит только половину.
Чтобы получить наилучший эффект от поста, также следует избегать: дневного сна, бритья, растирания маслом, употребления орехов бетеля, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период её менструации, чандалов, пьяниц, ткачей и прачек. Также, при употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых следует избегать следующего: шпината, меда, баклажанов, асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль, допустимы), а также еды в чужих домах. Принимать гомеопатические лекарства в этот святой день могут только больные.
В каждом месяце есть два экадаши: один в темной половине месяца и один - в светлой. Они имеют одинаковую силу, дающую духовное благо.
Тот, кто совсем не может поститься из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и жертвовать что-то ему в экадаши . Также он может слушать или читать о каждом экадаши. Шри Кришна Сам очень рекомендовал эту практику, как помощь в достижении результатов поста.
"Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, разгорается огонь пищеварения, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая легкость, прилив сил и энергии, здоровый аппетит и жажда, и так же хорошее настроение".
("Аюрведа", Аштангахридаям 1.8)
Влияние Луны
Экадаши, основана на наблюдении за влиянием Луны на ум человека. Это влияние настолько сильно, что Луна даже рассматривается как божество, управляющее умом.
Ум, являясь по своей природе не духовным, а физическим элементом, формируется и питается тонкой сутью всего, что мы поглощаем. Тонкая сущность пищи, которую мы едим, а также всего, что мы воспринимаем через органы чувств, вносит свою лепту в формирование ума.
Чтобы понять связь Экадаши с отношениями Луны и ума, нужно знать, что она осуществляется посредством энергетических центров в теле, известных как Чакры. Чакры по своей природе не физические, а психические и психологические по своей природе. Они находятся ни в теле, ни в уме, а в пранической оболочке астрального тела. Луна физически воздействует на тело, оказывая влияние на чакры и, через них, на ум. Ум движется в результате стимуляции чакр.
Прибывающая или убывающая Луна сильно воздействует на ум. Именно поэтому люди с психическими проблемами тяжело переносят полнолуние и новолуние. В эти дни происходит больше преступлений, общественных волнений, и психических срывов. Этот факт подтверждается статистикой. Даже те из нас, кто сильны телом и умом, испытывают это влияние, даже если не замечают его.
Движение воды в океане, приливы и отливы, демонстрируют связь Земли и Луны. Так как наши тела на 75% состоят из воды, похожие процессы происходят и в нас. Если мы не знаем о воздействии Луны на наше тело и ум, многие стороны жизни кажутся неконтролируемыми. Мы беспомощны перед силами природы, тянущими нас то в одну сторону, то в другую. Но тот, кто понимает суть этого воздействия, и использует эти силы во благо, может быть назван йогом.
Можно безвольно отдаваться течениям, влекущим нас с места на место, или развить силу, необходимую для того, чтобы идти в направлении, которое мы выбираем. Вся разница – в верном понимании ситуации.
Важно понять, что расположение ума двойственно. В состоянии бодрствования ум находится в Аджна чакре, центре в астральном теле, совпадающем с областью между бровей. В глубоком сне ум располагается в Анахата чакре, сердечном центре. Когда ум находится на полпути между этими центрами, мы видим сны.
На одиннадцатый день луны ум оказывается «дома», в Аджне (на 11-й день после новолуния) и в Анахате (на 11-й день после полнолуния). Тогда ум легче концентрируется. Когда ум «на своем месте», намного легче медитировать. Именно поэтому йоги используют эти дни для практики глубокой медитации. Многие считают эти дни святыми.
Для медитирующего очень важно состояние легкости тела, и свободный желудок. Переваривание пищи забирает энергию, мозг хуже снабжается кислородом, появляется сонливость, мыслительная способность падает. Когда вы хотите интенсивной практики йоги, не стоит загружать тело работой по перевариванию пищи.
Энергия тела будет распределяться равномерно по всей системе, когда ни одна из ее частей не перегружена работой. При посте это возможно. Однако нужно быть внимательным, и не впадать в крайности. Пост должен приносить чувство радости, а не усталость и печаль.
Людям, которые больны и не могут соблюдать полный пост (голодание), рекомендуется очень легкая пища в Экадаши. Здоровые люди, стремящиеся к интенсивному духовному росту, могут соблюдать полный пост. Такой тапас (аскеза) помогает обрести контроль над умом и укрепить силу воли. Также важно время от времени давать организму отдых.
Большинство людей склонны перегружать организм перееданием или неправильной пищей. Многие ошибки в питании, совершаемые, сознательно или несознательно, в течение 14 дней (между Экадаши), могут быть исправлены одним днем поста на Экадаши.
Духовная польза поста
Пост контролирует страсти, дисциплинирует чувства, очищает ум и сердце. Множество грехов уничтожается. Пост контролирует язык, орган, ставящий большие препятствия в духовной практике. Пост совершенствует системы дыхания, кровообращения, пищеварения, и выделения. Он способствует более скорому удалению нечистот из тела, уничтожает всевозможные яды и выводит отложения мочевой кислоты.
Избегайте чрезмерного поста, вызывающего слабость.
Если вы не можете голодать 24 часа подряд, попробуйте не есть ничего 10-12 часов, и затем съешьте какую-нибудь легкую пищу. Постепенно переходите к 15 часам, доводя время голодания до 24 часов. Пост делает человека сильным, и духовно, и умственно.
Великий индусский законодатель Ману предписывал пост для удаления пяти основных грехов. Болезни, от которых отказываются врачи, могут быть излечены постом.
Пост помогает контролировать сон, воздействуя лучше, чем кофе или чай. Вы не добьетесь духовной силы, если будете зависимы от внешних факторов. Во время голодания старайтесь избегать ненужной компании. Используйте это время для садханы (духовной практики).
Выходя из голодания, не ешьте много, и не ешьте тяжелой пищи. Умеренность в еде и отвлечение чувств от внешних объектов в медитации являются двумя сторонами одной медали. Умеренность означает принятие пищи и воды для поддержания тела в хорошем рабочем состоянии.
Бхагавад Гита гласит: «Воистину, йога не для того, кто ест слишком много, и не для того, кто слишком воздерживается от пищи, не для того, кто слишком много спит, и не для того, кто слишком много бодрствует».
|