День Архангела Михаила
Праздник святого Михаила (Feast of the archangel Michael), отмечаемый в
католической традиции 29 сентября, в средние века считался
обязательным, но, начиная с восемнадцатого века, постепенно утратил
свое торжественное значение. Почитание Архангела Михаила издревле было
связано с верой в торжество добра над злом.
В иконографии он часто изображался как воин-защитник, покровитель народа Божьего в его борьбе за свободу. В Откровении святого Иоанна Богослова читаем: «И
произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и
дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже
для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий,
называемый диаволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен
на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).
Отцы Церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у
райских ворот охранять путь к дереву жизни, он же предводительствовал
израильтянам во время исхода из Египта, через него Бог даровал на Синае
десять заповедей, он встал на пути Валаама и разгромил армию
ассирийского царя Сеннахирима. С Михаилом Архангелом связываются и
другие важные библейские эпизоды.
В Ветхом Завете Архангел Михаил выступает, главным образом, как военный
покровитель избранного народа. Именно он является вестником побед над
войсками язычников. Казалось бы, воинская функция святого Михаила
должна была перейти и в христианскую традицию. Однако, этого не
произошло. Не потому, что у древних христиан не было святых
покровителей воинства - они, конечно, были, но эту роль выполняли
преимущественно мученики.
Воины-христиане обращались за заступничеством к святым Георгию,
Теодору, Диметрию и другим. Святому же Михаилу молились о здоровье.
Вероятно, это связано с тем, что Архангел Михаил воспринимался как
победитель злых духов, которые считались источником болезней.
Во Фригии, где в основном складывалось почитание святого Михаила, его
значение как ангела-исцелителя также затмило воинский образ.
Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвященные
святому Михаилу. Наиболее известен источник в местечке Херотопа,
недалеко от Колосса, по легенде, сотворенный самим Архангелом, где
каждый немощный, искупавшись и воззвав к Пресвятой Троице и святому
Михаилу, получал исцеление.
Святого Михаила почитают как своего небесного заступника больные,
умирающие, а также медики и водители «скорой помощи». Он также является
покровителем моряков, военных, полицейских и, конечно, рыцарей Церкви.
В Ирландии в средние века авторитет архангела Михаила не уступал авторитету Богоматери: обращение к Михаилу регулярно сочеталось с обращением к деве Марии, причем могло стоять даже на первом месте: «Святой Михаил, молись за нас, Святая Мария, молись за нас...»
Эта роль святого Михаила, как посредника между Богом и человеком,
отражена в некоторых изображениях Страшного суда, где архангел Михаил
на весах правосудия взвешивает души умерших.
|