В
Евангелии от Луки рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить
Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и
родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим.
Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания
и выразила свою веру словами: «да будет Мне по слову твоему».
Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в
христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает
непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения
было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества.
С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно
должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который
по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения
Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от
праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752).
Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние
века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая
Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название -
«Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного
наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).