13 декабря 1947 день перехода Н.К.Рериха Николай
Рерих был всемирно известным художником, археологом, писателем, ученым,
лектором, философом, поэтом, мистиком и исследователем. В начале двадцатого
столетия он и его жена Елена Рерих служили Посланниками Вознесенных Владык Эль
Мории и Майтрейи. Николай вознесся по завершении той жизни. Он родился
в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года – первенец Константина и Марии Рерих. Имя «Николай»
означает «тот, кто преодолевает», а «Рерих» — «богатый славой». Его отец был
известным адвокатом и нотариусом, и большую часть своей юности Николай провел
в большом семейном загородном имении Исваре, расположенном в девяноста
километрах к юго-западу от Петербурга. Именно там, среди красот северной
России, в юном Николае родилась любовь к природе, которую он пронес через всю
жизнь. Там же он пристрастился к охоте и проявлял живой интерес к
естествознанию, археологии и Российской истории. Он любил музыку и верховую
езду. Его отец
желал, чтобы он изучал право, но Николай хотел заниматься искусством. Эта
ситуация была разрешена, когда Николай поступил одновременно на юридический
факультет Императорского Университета и в Императорскую Академию Художеств. Полотна
Рериха вдохновлены историей, архитектурой и религией; многие отображают величие
природы. Его картины являются мистическими, аллегорическими и даже
пророческими. В его картинах, написанных между 1912 и 1914 годами, часто
отражается предчувствие надвигающегося катаклизма. Одна из них — «Ангел
Последний» (1912) — изображает буйный пожар, охватывающий город; над
городом, окруженный клубящимися облаками дыма, стоит ангел. Он держит меч и
свиток, возвещая о Последнем Суде. В 1936 году, непосредственно перед началом
второй мировой войны Рерих пишет картину «Армагеддон». На ней можно
увидеть крыши домов, виднеющиеся через облака дыма, и силуэты марширующих
солдат. Художественный
стиль Рериха трудно описать, ибо, как сказал Клод Брэгдон, Рерих принадлежит к
избранному братству художников, среди которых да Винчи, Рембрандт, Блэйк, а в музыке
— Бетховен. Их работы обладают «уникальным, глубоким и действительно
мистическим свойством, которое отличает их от их современников и не позволяет
отнести к какой-либо известной категории или причислить к той или иной школе,
так как они походят только на себя, как члены некоего внепространственного и
вневременного ордена посвященных». На Николая
Рериха в большой степени повлияла восточная культура. Долгое время он мечтал
совершить путешествие по Востоку, чтобы непосредственно изучать древнюю
культуру. В 1923 году он отправился в Индию. Некоторое время он провел в
Сиккиме (тогда это было княжество, граничившее с северной частью Индии), где
завершал планирование экспедиции в Центральную Азию. Рерих писал о своем
восхищении горами: «Все учителя уходили в горы. Высочайшее знание, самые
вдохновенные песни, самые замечательные звуки и краски рождаются в горах. На
высочайших вершинах пребывает Высочайшее. Высокие горы стоят, словно свидетели
великой реальности». Во всех
его картинах и литературных трудах прослеживается непрерывная нить важного
послания – послания Учителя, призывающего учеников пробудиться и устремиться к
новой жизни. «Добрый и
терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично
сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о
благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный
образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением.
Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять
все, сделанное им... Николай
Константинович всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни — это
самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения
могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого
человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство —
это только пособники самоусовершенствования. Он всегда работал над самим собой
прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь
более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным
человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много
встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай
Константинович, встретить мне не пришлось». (Музыкальное оформление - песня "Мастер Рерих" из альбома "Фанфары Водолея", автор Людмила Долгочуб. Заказать альбом песен "Фанфары Водолея" вы можете на сайте ЗОЛОТОЕ СЛОВО http://www.goldenword.ru/)
|