Отрывок из книги Е.Блаватской «
Инструкции для учеников внутренней группы»
Инструкция 5
Сознание, являющееся всего лишь животным сознанием, состоит
из сознания всех клеток тела, за исключением клеток сердца. Ибо сердце есть
орган духовного сознания; оно в действительности соответствует пране, но только
потому, что прана и аурическая оболочка, в сущности, одно и то же, и потому,
что, опять-таки, как джива она есть то же, что и Всемирное Божество. Сердце
символизирует высшую Триаду, тогда как печень и селезенка олицетворяют
четверицу, взятую в целомСердце
есть обитель духовного человека, тогда как психоинтеллектуальный человек
обитает в голове с ее семью вратами. Сердце имеет свои семь мозгов – упадхи и
символы семи Иерархий, и оно экзотерически есть четырехлистный, но эзотерически
– семилистный Лотос, «Саптапарна», «Пещера Будды» с ее семью отсеками.
Сердце есть царь тела, его самый важный орган. Даже если от
туловища отсечь голову, сердце будет биться еще полчаса. Если же его завернуть
в вату и положить в теплое место, пульсация продлится еще несколько часов.
В сердце есть точка, которая умирает последней, точка,
отмеченная крошечным фиолетовым светом; это – вместилище Жизни, центр всего,
Брахма; первая точка, которая живет в эмбрионе, и последняя, которая умирает.
Когда хоронят находящегося в трансе йога, именно эта точка и живет, хотя бы все
остальное тело было мертво, и, пока она не угасла, йога можно воскресить. Точка
эта потенциально содержит в себе разум, жизнь, энергию и волю. В течение жизни
она излучает призматические цвета, огненные и переливчатые.
Сердце есть центр
духовного сознания, как мозг – центр интеллектуального сознания. Но это
духовное сознание человек направлять не может, равно как не может он управлять
и его энергией, пока не сольется совершенно с Буддхи-Манасом. А до той поры
именно оно направляет его – если может. То есть предпринимает усилия «достучаться до него»,
запечатлеться на низшем сознании, и усилиям этим способствует его все
возрастающая безгреховность. Отсюда муки раскаяния за причиненную обиду,
угрызения совести, укоряющие за зло и побуждающие к добру. Они исходят из
сердца, не из головы. В сердце пребывает единственный проявленный бог;
остальные два незримы. И именно этот проявленный бог и олицетворяет собой
Триаду – Атма-Буддхи-Манас.
Любой, кто может достигать
этого духовного сознания и таким образом получать по желанию его подсказки,
должен быть воедино с Манасом, то есть должен достичь адептства. Но высший Манас не может
непосредственно направлять обычного человека; он должен действовать через
низший манас и тем достигать низшего сознания. Однако следует непрестанно
прилагать все силы, дабы сосредоточить сознание в сердце и внимать подсказкам
духовного сознания, ибо если даже до успеха еще далеко, все же начало должно
быть положено, а путь открыт.
В теле человека имеются три главных центра: сердце, голова и
пупок; сердце, как сказано, есть центр духовного сознания; голова есть центр
психического сознания, а пупок – центр камического сознания. Каждые два из них
могут быть положительными или отрицательными по отношению друг к другу, в зависимости
от относительного преобладания принципов и, следовательно, их органа для
проявления на этом плане. Значение слов «положительный» и «отрицательный» в
этой связи то же, что придается им в науке об электричестве. Ток течет от
положительного к отрицательному, или положительный отпечатывается на
отрицательном.
Например: аура шишковидной железы вибрирует во время
активности сознания в мозге, являя игру семи цветов. Это семеричное волнение и
игра света вокруг шишковидной железы отражаются в сердце или, вернее, в ауре
сердца, которое является отрицательным по отношению к мозгу обычного человека.
Аура эта тогда вибрирует и озаряет семь мозгов сердца, так же как аура
шишковидной железы озаряет семь центров в мозге. Если бы сердце могло, в свою
очередь, стать положительным и отпечататься на мозге, духовное сознание
достигло бы низшего сознания. Духовное сознание активно во время глубокого сна,
и, если бы сердце могло запечатлеть в мозге «грезы» так называемого сна,
лишенного сновидений, ваше сознание уже не было бы ограничено пределами вашей
личной жизни. Если бы вы могли помнить свои сновидения, что являются в глубоком
сне, вы были бы в состоянии помнить и все свои прошлые воплощения. Это и есть
«память сердца»; и способность запечатлеть ее в мозге, так чтобы она стала
частью его сознания, и есть «открытие третьего глаза». Третий глаз открывается
в глубоком сне, но он не остается открытым. И все же некоторые впечатления,
исходящие из духовного сознания, действительно достигают, более или менее,
мозга, делая, таким образом, ответственным низшее эго. А некоторые из них,
воспринимаемые через мозг, не принадлежат нашему предшествующему личному опыту.
У адепта, например, мозг приучается удерживать подобные впечатления.
Восточной Тайной Школе ведомы все мельчайшие частицы сердца,
и для каждой есть у нее наименование. Она величает их именами богов, как
например Зал Брахмы, Зал Вишну и т. д. Каждая из них соответствует какой-либо
части мозга. Ученику теперь будет понятно, почему такое огромное значение
придается сердцу в связи с медитацией и почему в древней индусской литературе
столь много ссылок на Пурушу в сердце. Так, что касается концентрации,
Благословенный Учитель Кут Хуми :.
пишет:
«Лучший для тебя метод – сосредоточиться на Учителе как на
Живом Человеке внутри тебя. Сотвори образ Его в сердце своем и обрати его в
фокус концентрации, так чтобы всякое чувство телесного существования
растворилось в единой мысли».
И далее Он говорит:
«Огромная трудность, которую надобно преодолеть, есть
запечатление знания высшего Я на физическом плане. Дабы добиться этого,
физический мозг должен абстрагироваться от всего, кроме высшего сознания».
Когда мозг абстрагировался таким образом, впечатления,
исходящие из сердца, могут достичь его и сохраниться; и именно об этом
говорится на с. 335 относительно чела, который способен удерживать лишь частицы
приобретенного знания. Цитируемое выше письмо гласит:
«В достижении способности концентрации первым шагом является
способность к абстрагированию. Затем ступенчато следует сознание, и наконец
переход между двумя состояниями становится столь стремительным и легким, что
почти не заметен.
Тот, кто может сделать это по желанию, становится адептом и
может «хранить знание, таким образом приобретенное, в своей физической памяти».
Такова царская функция сердца в человеческом теле и его
взаимосвязь с мозгом, который в целом является «носителем низшего манаса,
воцарившегося в камарупе».