Два феномена
Из книги Синнетта «Оккультный мир» Описания двух феноменов,
помещенные ниже, были сделаны Олкоттом на следующий же день, по горячим следам.
Олкотт послал свои записи в Бомбей Дамодару, который показывал их некоторым
тамошним сотрудникам. Каким-то образом копию письма заполучила газета
"Таймс оф Индиа" и напечатала. Приводим выдержку из него: «Вчера
госпоже удались изумительные феномены. Утром она, мистер и миссис Синнетты,
майор Хендерсон, м-р Саид Махмуд (окружной судья, Рай-Барели), миссис Рид из
Аджмера и я отправились на пикник [в лес неподалёку от "Брайтленда",
это была пешая прогулка, мили три-четыре]. Хотя она [Е. П.Б.] никогда прежде не
бывала в Симле, она уверенно указывала нам, куда идти. Она описала мельницу, о
которой не знали не только Синнетты и майор Хендерсон, но даже носильщики. По
её словам, рядом с мельницей должен быть маленький тибетский храм. Мы добрались
до места около десяти часов утра и действительно обнаружили мельницу. Все
устроились в тени, и слуги подали нам лёгкий завтрак. М-р Махмуд присоединился
к нам позже, когда корзины для пикника были уже уложены, поэтому на месте
оказалось, что одного чайного прибора недостаёт. Кто-то попросил г-жу
Блаватскую сотворить его с помощью магии. Она согласилась, осмотрела землю
вокруг себя, а потом попросила майора Хендерсона принести нож и копать в
указанном ею месте. Майор обнаружил, что земля твёрдая и в ней полно корешков
молодого кедра, росшего на этом месте. Майор
перерезал корешки один за другим, проникая всё глубже, и остановился, пройдя
примерно шесть дюймов, когда в чёрной земле показалось что-то белое, и вот, о
чудо! перед нами появилась чашка с зелёным и золотым рисунком, как две капли
воды походившая на те, что взяли с собой слуги м-с Синнетт. Госпожа попросила
майора копать дальше, он так и сделал, и вскоре он обнаружил блюдце — совершенно
под стать чашке! Предметы эти залегали в земле как самые настоящие камни,
вдобавок оплетённые корнями, и, чтобы добраться до блюдца, пришлось перерезать
корешок толщиной с мизинец. Майор Хендерсон попросил её объяснить, как это
делается, но она сказала, что не может, поскольку он ещё не теософ. Он тут же
заявил, что намеревается вступить в Общество. "Когда?" — спросила
она, и получила ответ: "Завтра". — "Почему же не сегодня?"
— поинтересовалась м-с Синнетт. "Вступлю сегодня, — заявил майор, — но
пусть госпожа прямо на месте выдаст мне диплом!" — "Вы и впрямь
вступите в Общество, если я сделаю это?" — "Вступлю". — "Тогда
вы его получите". Она [ Е.П.Б.] осмотрелась, немного прошлась, потом
присела невысоком уступе. "Если вы хотите диплом, вы должны найти его
сами; "Брат", который помогает мне, говорит, что в зарослях, свёрнутый
в трубочку и обмотанный примерно 50-ю футами голубого шпагата", — сказала
она майору. Вся компания отправилась на поиски, и наконец майор Хендерсон,
приподняв нижние ветви деодара и раздвинув траву, воскликнул:
"Нашёл!" Он действительно нашёл диплом, выписанный на имя майора
Филиппа Д.Хендерсона, члена Общества, и письмо на бланке нашей штаб-квартиры,
НАПИСАННОЕ моим СОБСТВЕННЫМ ПОЧЕРКОМ и подписанное "Искренне ваш — (имя на
тибетском) за Г. С. Олкотта, президента Теософского общества"! Вообразите
моё изумление! На письме стояла дата 2/3 октября-то есть ночь со 2-го на 3-е, и
в нём упоминался разговор, состоявшийся между г-жой Блаватской и майором
Хендерсоном накануне вечером» []. В книге "Страницы старого дневника"
Олкотт пишет: «Завершая
эту часть моего повествования, должен сообщить, что мы с м-с Синнетт,
вернувшись домой первыми из нашей компании, сразу же направились в буфетную и
обнаружили там три чашки из тех девяти, которые у неё остались от прежнего
сервиза на 12 персон. Потрескавшиеся, с отбитыми ручками, они были убраны на
верхнюю полку. Таким образом, седьмая чашка, созданная на пикнике, никак не
могла быть одной из этих трёх битых чашек» []. Чашка — "двойник"
вместе блюдцем существует и поныне; они были выставлены в Нью-Йорке вместе с другими
вещами, имеющими отношение к Е.П.Б., в отеле "Стэтлер Хилтон" в
ноябре 1975 года, когда отмечалось столетие со дня основания Теософского
общества. В "Оккультном мире" Синнетт излагает свои
соображения относительно феномена с чашкой и блюдцем: «Если они не
были созданы оккультным путём, то их должны были зарыть там накануне. Я уже
описывал, какой была почва, из которой их вырыли; а судя по растительности,
землю в этом месте никто не трогал много лет. Могут возразить, что... с другой
стороны склона могло быть прорыто что-то вроде хода, и чашку с блюдцем
протолкнули туда, где они были найдены. Но такое предположение не выдерживает
критики, так как это практически неосуществимо. Невозможно прорыть такой ход,
не оставив следов, а мы не нашли ничего, когда потом тщательно осмотрели склон
именно с этой целью. А главное — сама мысль, что всё подстроено заранее,
совершенно неубедительна, — разве можно было предвидеть, что из огромного
количества предметов, о которых её могли бы попросить, понадобится именно чашка
с блюдцем? Потребность в них появилась по ходу дела. Ведь если бы в последнюю
минуту к нам не присоединился ещё один человек, то припасённых слугами чашек с
блюдцами вполне хватило бы, и никто бы на них даже внимания не обратил. [Более
того], с тем же успехом слуги могли взять любые другие чашки, а гости к выбору
посуды никакого отношения не имели» []. Что касается письма на бланке
Общества, которое было извлечено вместе с дипломом на имя майора Хендерсона и
так поразило узнавшего свой почерк Олкотта, то в Индии Е.П.Б. однажды спросили,
каким образом происходят подобные "осаждения". Это было в Бароде в
1882 году, а вопрос исходил от двух чиновников высокого ранга, судьи Гадгила и
м-ра Киртане. Олкотт сообщает: «Она
объяснила, что в астральном свете запечатлены образы всех предметов и событий,
поэтому ей не нужно видеть человека или почерк, который она собирается
воспроизвести; её только должны "навести на след", и тогда она сможет
сама всё увидеть и воплотить. Они настойчиво стали просить Е.П.Б. показать, как
это делается. "Ну хорошо, — наконец согласилась она, — назовите мне имя
мужчины или женщины, из тех, кто особенно невзлюбил Теософское общество, и кого
ни я, ни Олкотт никогда не знали лично". Ей назвали м-ра ..., который
терпеть не мог ни нас, ни наше общество и никогда не упускал случая очернить
нас... Взяв со
стола лист бумаги, она попросила джентльменов сделать на нём метку для
последующей идентификации. Получив лист обратно, она сказала: "А теперь
поверните меня в ту сторону, где он живёт". Это было сделано. Тогда она
зажала лист между ладонями (держа их горизонтально), мгновение оставалась
неподвижной, потом протянула его нам, а сама отошла и села. Оба [господина] не
сдержали возгласов изумления, увидев на только что чистом листе бумаги адресованное
мне письмо, написанное почерком этого человека, в то время британского
представителя при дворе [местного князя], и за его подписью. Почерк был очень
необычный, мелкий, а подпись скорее походила на крошечный клубок узелков, чем
на имя... Я подумал,
что [Гадгил и Киртане] зальются смехом, читая это послание. Оно начиналось
словами "Мой дорогой полковник Олкотт", затем следовали извинения за
прежние недобрые высказывания в наш адрес, просьба включить его в число
подписчиков нашего "всемирно известного журнала Теософ" и говорилось
о его желании вступить в Теософское общество; письмо было подписано
"Искренне Ваш" и его именем. Ей не приводилось видеть ни одной
строчки, написанной этим джентльменом, ни его подписи, и она никогда с ним не
встречалась; послание же было "осаждено" на том листе бумаги, который
она держала между ладонями, стоя посреди комнаты, при ярком дневном свете, на
глазах у нас — троих свидетелей» []. Сильвия Крэнстон «Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского общества», гл. 6
|