Йогини Экадаши (Yogini Ekadashi) – это праздник, который отмечается каждый одиннадцатый лунный день лунного цикла всеми теми, кто знает традиции и культуру Древнего Востока. Жизнь дана для того, чтобы возвыситься через служение Высшему.
Различные философские системы по-разному толкуют эту истину: одни обосновывают мир с точки зрения верховенства Господа Шивы, другие – с точки зрения верховенства Брахмы, третьи утверждают верховенство Вишну. В целом Древние Веды систематизированы таким образом, чтобы постепенно возвысить любого, обратившегося к ним, до служения Вишну.
Праврити-марг – так называется постепенный путь развития у личности божественных качеств. Этот путь предполагает поклонение различным полубогам, способным удовлетворить те или иные материальные нужды. Ниврити-марг – это прямой путь, который учит поклонению Вишну как Верховной Личности Бога.
Именно ниврити-марг объясняет, что все полубоги являются только исполняющими различные функции преданными Вишну, Вишну же не зависит от них, а только принимает их поклонение. Даже Господь Брахма и Господь Шива описываются как великие и могущественные преданные Вишну. Можно сказать, что ниврити-марг называется прямым, поскольку он основан на развитии преданности, которая, в свою очередь, способствует быстрому развитию у личности всех божественных качеств.
Иерархичность бытия, представленная как ад, земля и рай, образует своеобразный замкнутый круг, который удерживает душу и не позволяет ей сохранять постоянно то, что она имеет по природе. Вечность, знание и блаженство – венец божественных качеств, составляющих природу души, не доступны ни в раю, ни в аду, ни на земле. Везде личность сбита с толку то материальными наслаждениями, которые временны и ничтожны, то материальными страданиями, которые неизбежны для ограниченной и незнающей своих прав и обязанностей души, то туманными перспективами, которые маячат и мерцают на земле возможностей. Словно белка в колесе вращается душа в этом круговороте. Прервать этот порочный круг призван Йогини Экадаши.
Что же касается упомянутого ниврити-марга, то празднование Йогини Экадаши через призму этого пути подразумевает три основных мотива. Во-первых, это пост ради очищения от всего порочащего (имеется в виду очищение от страсти и невежества, то есть от материальных желаний и таких недостатков, как зависть, гнев, жадность и т.п.). Во-вторых, это исполнение долга из чувства благодарности (имеется в виду выполнение богоугодных действий (не только пост, но и иные обязанности) без желания получить что-либо взамен). В-третьих, это стремление порадовать Бога, удовлетворить Его своими усилиями (имеется в виду стремление в первую очередь позаботиться о преданных Бога и всех тех, кто нуждается в заботе и помощи).
В итоге празднование Йогини Экадаши – это прямой путь к тому совершенству, которое когда-то было нами утеряно.