«Верен
обещавший»
Дню рождению Томаса Мора посвящается
Утром я проснулась со словами «верен обещавший» и не придала
этому особого значения, но на следующее утро я увидела лик Владыки Эль Мории в
образе Томаса Мора и снова слова «верен обещавший» пронзили мое сознание. Что
они могли означать и почему образ Томаса Мора
и эти слова пересеклись в моем сознании? Согласно Толковому словарю Даля,
верность является свойством верного, которая выражает полную
преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле. Все эти качества
хорошо характеризуют Великого Гуру Эль Морию и также Томаса Мора, которого называли «человеком на все
времена». Томас Мор, одно из воплощений Эль Мории. Он
родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который
был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св.
Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и
некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и
стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет
«изумительным человеком». И это предсказание сбылось. Мора привлекала карьера в Церкви. Он вел
аскетический образ жизни в течение четырех лет с монахами в Лондоне. Там он
выработал свои жизненные установки: вставать рано, поститься, молиться, коротко
стричь волосы и придерживался этих установок до самых последних дней своей
жизни. Глубокая преданность Мора Богу
побудила его в какой-то момент задуматься над религиозным призванием, но стремление
Мора служить своей стране привело его к служению
на государственных постах. Мор стал адвокатом и ученым в области античной
филологии. В 24 года он начинает преподавать право, становится признанным
адвокатом среди лондонских торговцев и ведет дела крупнейших мореходных
компаний. В 1504 году его назначают вице-министром хранителем сокровища и
спикером Палаты общин. Он – канцлер герцогства Ланкастерского и распоряжается
львиной долей богатства короны. В 1504 году он женился на
Джейн Колт, которая родила ему четверых детей: Маргарет, Элизабет, Сессилию и Джона.
Они оказались самой большой его
радостью и единственным утешением в днях последовавших. Их известное поместье
в Челси давало приют всей семье Томаса, включая одиннадцать внуков. Спустя
годы, «маленькая утопия» Мора, как он часто называл ее, стала центром
образования и культуры — Эразм уподоблял ее «платоновской академии», —
обиталищем благой воли, куда приходили самые образованные люди того времени, даже
сам король, за советом и утешением. В Челси Мор написал знаменитое произведение
«Утопия», – остроумное обличение бессодержательной английской жизни и вопиющих
недостатков английского закона. В 1529 году Генрих VIII назначил сэра Томаса Мора
лордом-канцлером Англии и хранителем большой государственной печати. Мор не
стремился к человеческой славе, хотя имел множество почестей и достижений. Он
был известен своей энергичностью, деловитостью и беспристрастным отправлением
правосудия. Он оставался чутким к нуждам простого народа и ежедневно
прогуливался по закоулкам Лондона, стараясь осведомиться о жизни бедноты. Сэр Томас, всецело преданный делу,
исполнял свои обязанности с величайшим усердием, пока Генрих, желавший иметь
наследника трона, не объявил свой брак с Катериной Арагонской недействительным
и не заявил о своем намерении жениться на Анне Болейн. Поскольку развод осуществлялся
без папского одобрения и прямо противоречил законам церкви, Мор отказался
поддержать решение короля. В 1532 году, находясь на вершине успеха, он оставил
свою службу и удалился в Челси, где, глубоко обеспокоенный ересью лютеровского
восстания, продолжил свою литературную деятельность в защиту католической
веры. Без друзей и без должности Мор и его семья жили в крайней нищете. Тем не
менее Генрих был оскорблен публичным неодобрением, выраженным канцлером.
Поэтому король стремился опорочить Мора и тем самым восстановить свой
королевский престиж. Когда Мор отказался принести присягу
верховной власти (что подразумевало отказ от папской верховной власти и делало Генриха
главой английской церкви), его заточили в лондонский Тауэр. Пятнадцать месяцев
спустя его признали виновным в лжесвидетельстве. Он, назвавший себя «верным
подданным короля, но, в первую очередь, — Бога», был обезглавлен на площади
Тауэр-Хилл 6 июля 1535 года. Томас Мор был причислен к лику святых четыреста
лет спустя, в 1935 году. Верность Богу проявилась в Томасе Море
как стойкость в исполнении своих обещаний и обязательств, он зарекомендовал
себя как надежный слуга Бога, который шел по жизни рука об руку с истинной и
праведностью. Подобно тому как истина дополняется верой, верность и доверие
дополняют друг друга, так и Томас Мор исполнил обет, который выражается в
словах «верен обещавший». Подробнее об изумительном человеке
Томасе Море читайте в лекции Э.К.Профет «О жизни Томаса Мора» Высказывания, цитаты и афоризмы Томас Мора ·
Все короли большей
частью охотнее занимаются военными делами, чем благими мирными вещами; гораздо
более пекутся они о том, как бы правдами и неправдами приобрести себе новые
царства, чем о том, как достойно управиться с приобретенными. ·
Нисколько не
справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что
есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью... Бог запретил убивать
кого бы то ни было. ·
Похищать чужое
удовольствие, домогаясь своего, несправедливо. ·
Природой устроено так,
что каждый обольщается своими делами. ·
Скорая возможность и
вероятность побуждают человека посягать даже на то, о чем он и помышлять не
смел. ·
Кто робок от природы,
тот не только сам не совершит каких-либо храбрых подвигов, но внушит еще страх.
·
Мудрец будет скорее
избегать болезней, чем выбирать средства против них. ·
Гордыня и жажда
суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в
вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока разобщением и рознью не
сокрушит всего, что есть: ибо каждый стремится быть сначала вторым после
первого, потом равным первому и, наконец, главным и выше первого. ·
Гордыня измеряет
счастье не своими удачами, а чужими неудачами. Она даже не пожелала бы стать
богиней, если бы не осталось никаких убогих, над которыми можно было бы ей
властвовать и глумиться, только бы ее собственное счастье сияло при сравнении с
их убожеством, только бы, выставив свои богатства, мучила она их и усиливала их
бедность. ·
Если нельзя вырвать с
корнем ложные мнения, если не в силах ты по убеждению души своей излечить давно
укоренившиеся пороки, то все-таки не надо из-за этого покидать государство,
подобно тому, как в бурю не надобно оставлять корабль, хотя и не в силах ты
унять ветер. Литература: 1. «Владыки и их обители» Э.К. и Марк Л.Профет 2. «Утопия» Томас Мор 3. Лекция Э.К.Профет «О жизни Томаса Мора» |